Итальянский домик

Лесница

Дубовый кабинет. Обрезная фигура-обман ка (неизв. худ. XVIII в.)

 


Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Во внешнем облике павильона легко угадывается назначение каждого из двух этажей. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей  в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого. 
Из исчезнувшей со временем коллекции сохранились лишь отдельные образцы: картина венецианского художника П.Негри  (1635 - после 1677) «Время побеждает Любовь» да модные курьезы в виде кабинета  с уродцами-зверюшками, набранными флорентийской мозаикой  и на нем  диковинного «горшка мраморного сероватого цвету…в нем деревце сделано и расписано наподобие померанцевого цветущего дерева…».
Мерный ход высоких напольных часов с музыкальным заводом (Англия, сер. XVIII в.) каждый час оживляют мелодии - по выбору - менуэта или полонеза.
Неширокая одномаршевая лестница, ведущая на второй – парадный – этаж, неожиданно приобретает черты импозантности в изящном изгибе перил и сложном рисунке нарядных резных балясин цвета слоновой кости. Стены лестницы, как и встарь, украшены живописными полотнами русских и голландских художников XVII-XVIII веков.
Контрастируя со скромно убранными комнатами первого этажа, высокие и нарядные помещения, предназначавшиеся для «малых приемов», приобретают торжественный парадный характер. Слишком миниатюрные, чтобы быть настоящими дворцовыми покоями, они скорее воспринимаются как символ изящества и уюта, как игра материалами и объемами, подлинным и условным.  Но к «игре» в ХVIII веке относились серьезно, и потому по расположению и назначению эти комнаты полностью отвечали установленному быту и этикету.
Здесь нет торжественной анфилады залов: помещения скомпонованы соответственно назначению уютного дворца-павильона. Парадность помещений подчеркивается разнообразием архитектурно-декоративной отделки: применением дубовых панелей, золоченой резьбы, наборных паркетов, декоративной живописи. Не роскошь, а изысканность, миниатюрная тонкость декорировки придают интерьерам Итальянского домика особое очарование.
Мягкий полумрак от затеняющих окна высоких деревьев царит в маленьком Дубовом кабинете, где среди редкостной миниатюрной французской мебели из золоченой соломки «присела» необычная гостья с ребенком – живописная фигура-обманка (Россия ,XVIII В.), одна из многих, «населявших» домики-павильоны. В дубовых филенках стен пристроились миниатюрные зеркала и цветочные натюрморты, среди которых картины голландского живописца  Питера Кастельса  ( 1684-1749 ). И как дерзкая, и в то же время наивная, претензия на «дворцовость» в столь камерном интерьере- живописный плафон «Зефир и Флора», созданный трудами крепостного «маляра» П.Красовского.
В центре второго этажа – Зал. Сравнительно небольшой по площади он воспринимается достаточно просторным и торжественным. Эффект объемности Зала усиливается боковым освещением, идущим сквозь застекленные двери с лоджии – неотъемлемой части итальянского палаццо. С правой стороны Зала, 
благодаря остекленной двухстворчатой двери, ведущей на балкон, и двум высоким окнам раскрываются виды на партер регулярного парка усадьбы. Обилие света подчеркивается высокими зеркалами, расположенными на противоположных простенках.
Плафон «Диана» (неизв. русск. художника сер. XVIII в.) в фигурной резной золоченой раме, напоминающей  рокайльные обрамления плафонов Тьеполо - еще одна «итальянская» аллюзия - не только зрительно увеличивает пространство, но и придает Залу тот оттенок парадного блеска, который необходим дворцовому интерьеру. Так же как и наборный паркет «кругами» был призвать вызывать ассоциации с подобным напольным рисунком  Зеркальной галереи Дворца. На паддугах в живописных картушах помещены вензели  владельца усадьбы - переплетенные латинские буквы  «PS»- и гербы графов Шереметевых.
Декоративный лейтмотив Зала построен на сочетании мрамора, хрусталя и позолоты. Доминирующим элементом убранства здесь выступает пластика – мраморная и фарфоровая. Камины фланкируют резные постаменты работы немецкого мастера Иоганна Юста с мраморной скульптурой XVIII века: двумя женскими бюстами, «Марсом» и «Меркурием». В больших зеркалах отразились изящные гостиные столики с фарфоровой неглазурованной пластикой – бисквитом - «Купальщица» (по модели Э.Фальконе) и «Пастушок» (по модели М. Козловского).
На каминных полках вот уже более двух столетий резвятся проказливые мраморные амуры, созданные искусным французским скульптором XVIII в. круга Ж.-Б. Пигаля.
Прелестный посланец страны роскошных дворцов «Путто с рогом изобилия» (Италия, 1720-е гг.) купается в лучах заходящего солнца, оживляя Зал игрой матовой и полированной позолоты. Золоченой же резьбе мебели, обрамлений плафона, зеркал, десюдепортов вторят золоченые бронзовые бра каминов.
Дробятся и дрожат блики света в хрустальные россыпях жирандолей и овальных настенных зеркалах (Россия XVIII в.), внося прозрачную звонкую ноту в неброский  декор мраморно-золоченого Зала.
Предметов мебели и в XVIII  веке было немного. Вдоль стен, как было принято, расставлены стулья и кресла (Россия, XVIII в.) со светлыми, под стать облику Зала, обитиями.
Непосредственно с Залом, концентрировавшим в своем художественном решении основные эстетические принципы раннего русского классицизма, связывались Дубовая проходная и Наугольная гостиные.
Художественный облик Проходной определяет дубовая облицовка стен с профилированными филенками и золоченой рокайльной резьбой. Следующая за ней Наугольная гостиная завершает группу парадных интерьеров второго этажа Итальянского домика. Функциональное ее назначение вполне определенно – исполнять в системе дворцовых покоев роль «Картинной». Здесь с XVIII века размещаются полотна голландских, фламандских, немецких, французских, итальянских мастеров, явно демонстрируя принадлежность данного интерьера к рангу блестящих, дворцовых.
«Шпалерная» развеска картин была призвана создать впечатление единого декоративного целого, хотя каждая из картин представляет определенную ценность. Из них особый интерес представляют пейзажи Яна Бота( ок.1618 - 1652) - известного живописца голландской школы, яркого представителя «итальянизирующего пейзажа». Жемчужиной «Картинной» является редкий для отечественных собраний образец живописи Руланта Саверея (ок.1576 -1639). Его картина «Рай» (1619 г.), является блестящим образцом фантастического декоративного пейзажа с мирно сосуществующими животными, «моделями» которых послужили обитатели зверинца короля Рудольфа II  в Праге, при дворе которого работал художник.
О разнообразии школ, стилей и вкусов владельцев «домашнего музея» свидетельствует непосредственное соседство полуремесленных произведений неизвестных мастеров, и высокохудожественных работ, таких как «Девушка с веткой зелени в волосах» венецианского мастера XVIII в. круга Розальбы Каррьеры или один из первых городских видов в миниатюрной картине «малого голландца» Ганса Юриана ван Бадена (ок.1604–1663).
Среди общего разнообразия полотен  выделяется серия «портретов стариков и старух», созданная неизвестными мастерами. Появившиеся в немецком искусстве под влиянием голландской живописи XVII века они  пользовались широким спросом у коллекционеров Европы. Подобные изображения были весьма популярны и в России: наряду с модными «головками» Ж.-Б. Греза и П. Ротари, на правах антиподов, они служили украшениями «живописных кабинетов» и гостиных.
Живописный плафон «Триумф Венеры» П. Красовского венчает живописное убранство гостиной. 
В художественном образе Итальянского домика, его архитектурном облике и связи с парковым окружением нашло отражение своеобразие культуры того времени, легкое ощущение непринужденной игры, поэзия природы и искусства.

Зал
«Девушка с веткой зелени в волосах»
Дубовая Проходная
П. Лоран Итальянский домик. Офорт с резцом, 1770-гг.
Картинная
Р. Саверей (ок.1576-1639) «Рай»


Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика