История объединения музея

Решение объединения музеев было не простым, музеи типологически были разные. Если Музей керамики был историко-художественный с производственным отделом, художественной лабораторий, то музей-усадьба - историко-бытовой. Экспозиционными помещениями в то время были заняты только залы Дворца, позже его антресоли. При том, что они не были представлены как художественные интерьеры ХVIII в., а являлись лишь только помещениями, где размещались стенды и диаграммы, рассказывающие о бывшем хозяине усадьбы - крепостнике. Об этом ярко говорят темы экспозиции усадьбы: "Образование дворянской диктатуры и империи и роль в этом процессе Б.П.Шереметева. Первоначальное накопление крепостника-фельдмаршала" или  "Религия и церковь на службе Шереметевых". Антресоли занимал краеведческий отдел, который соответственно разрабатывал темы: "Промышленность Ухтомского района. Революционное движение в Ухтомском районе." Таким образом, экспозиция музея-усадьбы исходила "из показа классовой борьбы, как внутри вотчин и общее вне её". В отличие от музея-усадьбы, Музей керамики, на протяжении своей десятилетней истории, не затрагивал  социальные вопросы, а, в основном, решал проблемы историко-художественные и затем производственные, связанные с технологией и производством керамических изделий.

Существовала и территориальная проблема. Музей-усадьба, хотя и в определенном русле, но развивался и ему требовались экспозиционные площади, а их не было. Здания усадьбы, кроме Дворца, не были заняты экспозицией. Многим  павильонам требовались реставрационные, а порой восстановительные работы. Здания не были благоустроены - не было водопровода, отопления, канализации, необходимо было переоборудовать систему электроснабжения. А некоторые здания не принадлежали музею-усадьбе, как и сам парк, который находился в ведении Треста зеленых насаждений.

Но Договор между музеями был заключен и в нем четко оговаривались многие вопросы сосуществования двух музеев. В павильонах разместились службы Музея керамики. В 9-ти комнатах (по другим сведениям в 6-ти комнатах и двух коридорах) Дворца расположилась экспозиция музея керамики, в Кухонном флигеле - канцелярия, красный уголок, столовая, столярная и фото лаборатория, в Итальянском домике - экспозиция производственного отдела, в Голландском домике - библиотека, комната научных сотрудников, Эрмитаж – был переоборудован для отдела советского фарфора.

Разнопрофильность музеев была очевидной. Поэтому в середине 1930х годов постоянно вставал вопрос о реорганизации музеев. В 1936 году делались попытки реорганизовать музеи и усадьбу превратить в Музей декоративно-прикладного искусства ХVIII века. Готовились документы, материалы, письма, обоснования и для консультации были приглашены музейные сотрудники из Ленинграда. Вопрос не был решен, но необходимость в реорганизации музеев и их объединении оставалась.

Интересным моментом теперь уже в общей истории музеев являлось то, что вероятно, не только под влиянием времени, но и, возможно, в какой-то степени благодаря Музею керамики идет перепрофилировка музея-усадьбы из историко-бытового в историко-художественный. Так в Положении указывается, "что часть комнат, представляющих особую ценность, как образцы дворцово-усадебного интерьера ХVIII века, сохраняются и восстанавливаются на основании имеющихся данных по возможности в своем прежнем виде со всем своим декоративным убранством". Далее отмечается, что "никакой дополнительный материал, кроме этикетажа и экспликации, в ансамблях этих комнат не допускается". Ко Дворцу и его интерьерам уже подходят как "декоративно-архитектурному комплексу".

В результате многолетней подготовки объединение музеев произошло. Дату объединения можно считать 25 апреля 1937 года, когда происходила взаимная приемка и сдача музейных фондов и имущества, что подтверждено актами. С этого времени два музея существуют вместе, как одно целое с единым административным управлением. Вероятно, можно утверждать, что своим присутствием Музей керамики преобразовал музей-усадьбу, поднял ее художественную ценность и значимость как уникального и единственного, сохранившегося в своей цельности, раннего памятника русской художественной культуры второй половины ХVIII века. Возможно, и благодаря привлеченному вниманию к судьбам двух музеев в середине 1930-х годов, были проведены реставрационные работы, благодаря которым были отреставрированы почти все памятники усадьбы, а некоторые - сохранены.


Вернуться назад

Яндекс.Метрика