Collections

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века» – один из крупнейших московских музеев, обладающий исторически сложившимися разнообразными коллекциями высокого художественного уровня. В настоящее время коллекции музея насчитывают около 50 тыс. предметов.
Архитектурно-парковый ансамбль Кусково – уникальный по сохранности и художественному значению памятник русской усадебной культуры XVIII века.
Коллекции музея, состоящие из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают около 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI-XIX вв. В усадьбе сохранились редкие образцыхудожественной мебели и декоративно-прикладного искусства, книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея».
Синтез искусств и слагаемые гармонии усадебного мира прославили Кусково как один из крупных центров русскойкультуры и просвещения, что послужило основой для создания в 1918 году Музея - усадьбы.
Настоящую структуру музей получил в 1938 году при слиянии единственного в стране специализированного Государственного музея керамики и музея-усадьбы «Кусково».
Государственный музей керамики – единственный специализированный музей в России, где собраны произведения керамики, фарфора и стекла многих стран Европы и Востока сдревнейших времен до наших дней. Собрания западноевропейского и русского фарфора, стекла и керамики, работ современных художников являются одними из крупнейших и лучших в России.
    Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 г. лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений, в 1932 г. переведен в усадьбу Кусково, и с 1938 г. они существуют как единый музей.
В 1920-1930-е гг. коллекции музея пополнялись путем поступления из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, созданных на основе частных коллекций, из расформированных 1-го Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели, в т.ч. из собраний Юсуповых, Л.К.Зубалова, Д.И.Щукина, С.А.Бахрушина, В.О.Гиршмана, М.П.Рябушинского, Г.А.Брокара, Ф.Е.Вишневского и др. Ценные экспонаты (предметы царских сервизов) были переданы из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Русского музея, а также из Политехнического музея, музея Строгановского училища и др.
    Коллекции современной керамики и стекла стали формироваться в довоенный период на основе передач из Торговой Палаты, Дирекции художественных выставок и панорам, из музея образцов Главфарфора, Главстройкерамики и закупок с крупнейших фарфоровых, керамических и стекольных заводов: Ленинградского, Дмитровского, Дулевского, "Красный гигант", Дятьково и др. Кроме того, произведения приобретались и принимались в дар от авторов и коллекционеров.
В настоящее время собрание музея керамики насчитывает ок. 40 000 экспонатов. Здесь представлено искусство Древней Греции и Рима, древних культур Востока, фарфор и керамика Китая и Японии. Наиболее значительно собрание западноевропейской керамики, фарфора и стекла от эпохи Возрождения до модерна. Итальянская майолика, своеобразная керамика Испании, Франции, Голландии, Германии, венецианское и богемское стекло XV-XVIII вв. представлены характерными изделиями ведущих предприятий, работами знаменитых мастеров, уникальными экспонатами. Одной из лучших в стране и самой большой в Москве является коллекция европейского фарфора XVIII – XIX вв.
Самым известным фарфоровым ансамблем XIX в. в собрании музея является созданный в Севре Египетский сервиз – уникальный памятник наполеоновской эпохи.
Гордость музея – коллекция русского фарфора, отличающаяся разнообразием и полнотой представленных в ней центров производства. Музей обладает рядом раритетов и уникальных экспонатов XVIII – XIX вв., созданных на ведущем предприятии России – Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Это самый ранний из датированных предметов русского фарфора – ставок (конфетница) изобретателя отечественного фарфора Д.И.Виноградова 1748 г., а также предметы из первых сервизов, предназначенных для императорских дворцов и высшей знати. В коллекции представлены работы многих художников и скульпторов XVIII – ХХ вв., работавших на предприятии: Ж.Д.Рашетта, С.С.Пименова, А.К.Шписа, К.А.Сомова, С.Н.Судьбинина, А.К.Тимуса и др. Неповторимость и своеобразие собрания русского фарфора определяется во многом прекрасным подбором изделий частных заводов, прежде всего, подмосковных: Гарднера, Попова, Сафронова, заводов Гжели. Не имеет себе равных лучшая в стране коллекция русской фарфоровой пластики, которая в основном была собрана А.В.Морозовым. 
Российская керамика и фаянс представлены изделиями крупнейших заводов: Киево-Межигорской фабрики, Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева и др., а также продукцией Гжели XVIII – XIX вв.
Рядом исключительных по своему значению экспонатов выделяется  коллекция русского стекла. Здесь редкие изделия первых стекольных заводов в Измайлове и Петербурге, прекрасные образцы гравированного и цветного стекла XVIII в., уникальные  дворцовые вазы Императорского стеклянного завода конца XVIII – нач. ХХ вв.
Замечателен подбор авторских работ известных художников-керамистов и стекольщиков ХХ в., творчество многих из них невозможно представить без произведений из собрания Государственного музея керамики.
Наиболее полно представлен фарфор крупнейших заводов: Ленинградского, Дмитровского и Дулевского. "Золотым" фондом являются произведения художников круга "Мир искусства", живописного направления, русского авангарда: "агитационного" фарфора, супрематизма, трансавангарда, работы художников М.Добужинского К.Малевича, Н.Суетина, В.Кандинского, А.Матвеева, Б.Кустодиева и др. В коллекции представлены все художественные центры и новаторские авторские произведения, позволяющие судить об индивидуальном мастерстве ведущих художников ХХ - нач. ХХI вв.
Фонд фаянса и "грубой" керамики представлены Конаковским, Псковским, Будянским фаянсовыми заводами и др. Особенно значима коллекция Художественной керамической лаборатории, существовавшей при музее в кон. 1920 – нач. 1930-х гг., где проводились эксперименты в области создания новых форм и технологий. Авторская керамика 1960-1990-х гг. наиболее полно представлена Московской и Петербургской керамическими школами. Собрание включает самые яркие и самобытные народные промыслы России: Гжель, Опошня, Косово, Дымковская слобода, Скопин, Балхары.
Современное стекло представлено крупнейшими заводами и авторскими работами не только России, но и бывших союзных республик: "Красный Гигант", Дятьковский, Гусь-Хрустальный, "Красный Май", Киевский, "Неман". Особой гордостью Музея является собрание агитационного фарфора и стекла 1920-1930гг. и монографические коллекции ведущих отечественных художников Н.Данько, С.Чехонина, А.Щекотихиной-Потоцкой, Л.Протопоповой, Л.Ефимова, И.Фрих-Хара, Б.Смирнова, А.Сотникова, А.Бржезицкой и др.
Коллекция гротической декоративной скульптуры

Скульптура «Обезьянка с коробом». Германия, XVIII в.

 
Гротическая декоративная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века и не имеет аналогов в нашей стране.

more...
Портретная галерея XVIII в.

Неизвестный русский художник II пол. ХVIII в. Портрет царя Ивана IV (Ивана Васильевича). (Копия с оригинала Бельского, гравированного Штенглиным). Холст, масло.

Неизвестный русский художник II пол. ХVIII в. Портрет царя Федора Алексеевича Холст, масло.

 
Кусковская Портретная галерея единственная сохранившаяся практически полностью (123 портрета) из подобных усадебных собраний. Основанная во второй половине XVIII века П.Б.Шереметевым и продолженная его сыном Н.П.Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII – нач. XIX вв. Установленный П.Б.Шереметевым принцип составления галереи из портретов «славных особ» разных времен и стран впоследствии стал основным при формировании портретных галерей в русских усадьбах.

more...

back