Новая выставка в Эрмитаже

Уважаемые посетители!

    

19 декабря 2013 года  в отреставрированном павильоне Эрмитаж открылась новая выставка «Невозвратный мираж пасторального рая…». Она  посвящена историческим реалиям и увлечениям XVIII века, разносторонне показанным сквозь призму искусства фарфора из богатейшей коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». На выставке демонстрируются произведения крупнейших европейских мануфактур ХVIII – начала XIX веков: Мейсена, Севра, Берлина, Франкенталя, Хёхста, заводов Парижа и других предприятий.

 Экспозиция выставки создает особую атмосферу, напоминающую о назначении павильона и характере проходивших там приемов, а также дает возможность проследить влияние образцов галантного века на искусство XIX столетия.

На выставке представлен ряд знаменитых сервизов XVIII века, история создания и бытования которых отражает межгосударственные и личностные отношения. Это Андреевский сервиз (Мейсен, 1745 г.) – подарок саксонского курфюрста Августа III российской императрице Елизавете Петровне; Охотничий сервиз (Мейсен, 1768 г.), подаренный Екатериной II графу Г.Г. Орлову; и Сервиз с камеями (Севр, 1779 г.), заказанный Екатериной II для князя  Г.А. Потемкина.

Сквозная тема выставки – сервизы для завтрака  (дежене от фр. – dejeuner) на одну или две персоны, ставшие наиболее ярким воплощениям изящества, тонкого вкуса, гармонии утилитарного и художественного в фарфоре ХVIII века.

Изящная фарфоровая пластика, ставшая символом XVIII века, представлена творениями выдающихся мастеров: И.И. Кендлера («Скарамуш и Коломбина», «Нескромный Арлекин», Мейсен) и Э.-М. Фальконе («Грозящий Амур», «Психея», «Пигмалион и Галатея», Севр). Особый интерес представляют образы конкретных исторических персонажей: знаменитой французской танцовщицы Камарго и английской актрисы Пэг Воффингтон, изображенной в виде сфинкса.

Галантный век невозможно представить без всевозможных мелочей, наполнявших быт человека: флаконов для духов, игольников, мушечниц, табакерок, набалдашников для тростей и пр. Эти галантерейные предметы выпускались почти всеми фарфоровыми предприятиями. Особую известность приобрели миниатюрные изделия английского завода Челси.

На первом этаже Эрмитажа демонстрируется фарфор XIX века, выполненный в традициях прошлого столетия с использованием образов галантной эпохи: вазы, сервизы, предметы мебели.

Экспозиция дополнена фотокопиями гравюр из собраний Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург (фотографы Н.Н. Антонова, И.Э. Регентова), Британского музея, Лондон и Государственного исторического музея, Москва.

Важной составляющей презентации выставки является презентация отреставрированных интерьеров павильона Эрмитаж. С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное  убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты  плафонной росписи второго этажа.

Реставрация Эрмитажа стала возможной благодаря поддержке Департамента культуры г. Москвы и усилиям специалистов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (главный архитектор проекта Т.П. Никитина.). Восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница. Плафоны кабинетов и обрамляющие их круглые дубовые рамы возрождены специалистами «Межобластного Научно-реставрационного художественного управления». Их трудами под руководством художника-реставратора высшей квалификации М.Г. Чистякова восстановлена живописная падуга вокруг утраченного центрального плафона.

На конкурсе «Московская реставрация – 2013», организованном Департаментом культурного наследия г. Москвы, павильон Эрмитаж стал победителем в номинации «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».



Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика