Микитина В. Многослойное стекло Императорского стеклянного завода в «технике Галле» из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

Многослойное стекло Императорского стеклянного завода

в «технике Галле» из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

 

Заявивший о себе на рубеже XIX-XX веков стиль модерн привнёс новые принципы формообразования, которые необычайно ярко воплотились  в искусстве художественного стеклоделия. Возможности этого светоносного, податливого к формопластике и одновременно хрупкого материала, проявились как никогда разнообразно. Одно из самых известных имён художников эпохи ар-нуво – это, несомненно, имя Эмиля Галле, чей необыкновенный талант и уникальные художественные эксперименты, в огромной степени способствовали включению художественного стеклоделия, как важной составляющей, в общее русло искусства конца XIX-начала XX века. Успех Э.Галле на Всемирной выставке в Париже 1889 года, где демонстрировались его произведения из цветного многослойного стекла, дал художественный импульс развитию продукции нового поколения и в европейском, и в отечественном стеклоделии. «Успех, достигнутый Галле, вызвал соревнование мастеров стеклянного дела, они не остановились на достигнутых Галле результатах и шли дальше к новым успехам, эта отрасль художественной промышленности может уже отметить в каждой стране искусных мастеров, настоящих артистов, каждый в своём роде, каковы Дом и Руссо – во Франции, Вебб – в Англии, Лобмайер – в Австрии, Кеппинг – в Германии, Тиффани – в Америке»[1], - пишет Н.М.Спилиоти в статье «Новые художественные произведения Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов». В один ряд с перечисленными мастерами  необходимо поставить и художников Императорского стеклянного завода. [2]

 

 Дирекция и художники ИФиСз, побывавшие на Всемирной выставке 1889 года, по достоинству оценили художественные и технологические новшества Галле. По указанию директора завода Д.Н. Гурьева[3], вскоре после его возвращения в Россию, технологи и мастера завода приступили к разработке изделий из многослойного стекла. Уже в 1893 году была выполнена первая ваза «по способу Галле»[4] (так в отчётах завода называли изделия из многослойного стекла). На заводе была начата активная работа по совершенствованию технологии изготовления произведений из многослойного стекла и изучению сочетания различных видов стёкол, проведённую химиками-технологами завода. Художниками ИФиСз был разработан собственный метод оформления подобных изделий. Он был описан в 1901 году в газете «Петербургский листок»: «…делаются три вазы из разноцветного хрусталя, которые и вставляются одна в другую в горячем виде. При охлаждении слои хрусталя снимаются (выпиливаются) при помощи особого колеса по различным рисункам…»[5] Каждое изделие изготавливалось по специальному проекту, в год производилось не более 100 подобных работ. Не случайно, Н.М.Спилиоти, отмечал в своей статье индивидуальность, уникальность каждого произведения и факт исключительно ручной работы.[6] Способ декорирования стекла плавиковой кислотой (травление), как это делали на мануфактуре Э.Галле, технологи завода разработали в конце 1900-х годов. Кислота наносилась кистью, в несколько приёмов, вручную. С конца 1900-х годов этот способ обработки стал приоритетным.

Внимание отечественных стеклоделов к произведениям в «стиле Галле» во многом было предопределено интересом  императрицы Александры Фёдоровны. Она увлеклась искусством Галле после европейского путешествия 1896 года, благодаря дипломатическим дарам, полученным во время этой поездки. Среди деталей убранства комнат Николая II и Александры Фёдоровны в Зимнем дворце и Александровском дворце Царского Села важную роль играли вазы Э.Галле и в «стиле Галле», выполненные на ИФиСз. Фактом  проявленного интереса к таким предметом служит и упоминание о присутствии императрицы в 1901 году на заводе при создании вазы «слоями».[7] Кроме того, доставлявшиеся ко Двору к Рождеству и Пасхе стеклянные произведения исполняли по рисункам, утверждённым членами императорской семьи (чаще императрицей Александрой Фёдоровной), и среди них многие были исполнены в технике многослойного стекла.

В конце XIX – начале XX века на ИФиСз в технике многослойного стекла работали талантливые мастера, которые свободно ориентировались в художественной ситуации, применяли международный опыт и вместе с тем создавали «русскую линию» в стекле модерна. Их имена сохранили архивные документы, рисунки и фотографии созданных ими произведений. Художественные проекты В.И.Кокина, Г.Д.Зимина, И.Денисова, П.И.Красновского, Р.Ф.Вильде и др. воплощали в жизнь талантливые резчики завода Д.Лукин, Т.Козлов, А.Андреев, Л.Орловский…

Представление об их искусстве даёт ряд произведений ИФиСз, выполненных в «технике Галле», из собрания ГМК. Всего 12 предметов из музейной коллекции оказались способны продемонстрировать высокое качество, сложность обработки, внимание авторов к мельчайшим деталям, но и позволили представить практически весь спектр типологического разнообразия изделий такого рода. В самом общем виде их можно разделить на изделия с растительным орнаментом  и  изображением  русских пейзажей. Некоторые из них отличаются крупными размерами. Ещё в 1904 году, в обзоре новых произведений ИФиСз , представленных на Исторической выставке предметов искусства в Санкт-Петербурге, Спилиоти Н.М. отмечал: «…На выставке он (ИФиСз – примеч.авт.) экспонировал как шлифованный бесцветный и подкрашенный хрусталь, отличающийся изяществом форм, красотою грани и замечательною игрою, так и резное en camee многослойное стекло. Некоторые из последнего рода изделий отличаются величиной…» [8]. Похожую оценку дают подобным произведениям Е.А. Борисова и Г.Ю.Стернин : «…Вазы цветного стекла ( типа фирмы Галле) трансформировались либо в крупные декоративные сосуды с рисунком на темы русских пейзажей, либо в небольшие вазочки, получившие массовое распространение…»[9]

Одно из самых крупных по размеру произведений, высотой 54,5 см - бокал «Пионы»[10] (ИЛЛ.1). Оно любопытно ещё и тем, что рисунок декора выполнен по эскизу[11] известной русской художницы Елизаветы Сергеевны Кругликовой, близкой кругу «Мира искусства». В 1898 году Кругликова принимала участие в конкурсе рисунков Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Эти ежегодные мероприятия устраивались по инициативе управляющего заводами Д.Н. Гурьева и с «Высочайшего разрешения» императора, чтобы «…дать новую идею для разнообразия произведений… в видах обновления форм и рисунков, что было бы полезно и достойно высокому назначению Императорских заводов»[12]. Рисунок Е.Кругликовой был награждён второй премией.[13](ИЛЛ.2) В конкурсе могли принимать участие все желающие, за исключением штатных художников, работавших на императорской мануфактуре. Как правило, рисунки подавались под девизами, а опытные эксперты, среди которых были и представители от завода, определяли возможность их исполнения в материале. Лучших из конкурсантов награждали денежными призами. Изготовленные конкурсные произведения вместе с изделиями заводских художников представляли на обозрение членам императорской фамилии. В Государственном Эрмитаже хранится рисунок бокала «Пионы», сделанного Кругликовой, с подписью «конкурс», по которому впоследствии были выполнены несколько предметов разных размеров. Архивные данные сохранили и имя исполнителя произведения - это знаменитый резчикЛавр Орловский. [14]

Однако главная роль в создании произведений в новом стиле принадлежала штатным художникам завода. В большинстве случаев их имена, также как и имена мастеров-резчиков, удается восстановить по архивным документам. Но не без исключений. Так до сих пор остается неизвестным автор одного из наиболее ранних изделий ИФиСз в многослойной технике, сочетающей врезанный и выпуклый рисунок. Это находящаяся в собирании ГМК «Кусково» ваза с изображением клематиса, датированная 1895 годом[15](ИЛЛ.3). Клематис - популярный мотив эпохи модерн, отдававший предпочтение линеарной красоте извивающихся растений.

Не менее популярным мотивом были листья каштана, что напрямую соотносится с французской генеалогией «стиля Галле», представители которого питали склонность к этому изображению. Одна из интерпретаций этого декора петербургскими мастерами представлена вазой «Каштан»[16](ИЛЛ.4), выполненной в 1904 году резчиком А.Зотовым[17] по рисунку П.И.Красновского[18] - одного из ведущих рисовальщиков живописной мастерской завода. Прекрасное знание Школы Нанси и личное  знакомство с Эмилем Галле, несомненно, повлияли на творчество Красновского. Вероятно, на создание вазы - чаши с декором в виде листьев и плодов каштана, Красновского вдохновили работы Галле 1890-х годов, среди которых были вазы подобной формы с монохромным декором. По рисункам Красновского было исполнено самое большое число стеклянных изделий ИФиСз 1900-е годов. Его работы неоднократно публиковались в журнале «Художественные сокровища России» как иллюстрация продукции Императорских заводов.

Наряду с Красовским с 1907 года на заводе работал другой выдающийся художник – В.И.Кокин[19], позже возглавивший живописную мастерскую предприятия. Одна из признанных удач мастера – ваза «Перистый тюльпан» (ИЛЛ. 5). В музейных собраниях известны две вазы с этим названием, выполненные по рисунку В.И.Кокина, хранящемуся в Эрмитаже[20] (ИЛЛ.6), резчиком Т.Козловым. Одна находится в кусковском собрании (1912 г. ГМК инв.№ СТ 131), вторая, исполненная на 2 года раньше, в собрании Царского села.  Обе вазы выдержаны в лиловых тонах. На рисунках ваз ИФиСЗ часто встречаются лиловые и тёмно-фиолетовые оттенки, которым отдавали предпочтение мастера эпохи модерна. Это были и любимые цвета императрицы Александры Фёдоровны. На ИФиСЗ знали о предпочтениях императрицы и стремились им соответствовать: чтобы получить необходимые оттенки этих цветов химики завода разработали новую технологию окрашивания хрусталя в фиолетовые тона с помощью добавления золота и кобальта, а не общепринятого в стеклянном производстве марганца.[21]

В коллекции ГМК «Кусково» находится еще одно замечательное произведение, исполненное по рисунку В.И. Кокина резчиком А.Андреевым [22]. Это ваза «Тыква»[23](ИЛЛ.7). В Отделе «Музей ИФЗ» Эрмитажа хранится ее эскиз.[24](ИЛЛ.8)

Это произведение является примером пластического уподобления формы и декора. Подобные «растительные» формы часто встречаются в произведениях Галле и действительно напоминают листья, цветы, бутоны различных растений. Несколько ваз Галле  «цветочных» форм экспонировались на выставке 1889 года. Необычные – в виде цветов и бутонов – очертания многих предметов, входивших в эту серию, предвосхищали новые направления в стеклоделии конца XIX-начала XX вв, связанных с развитием стиля ар-нуво.[25] В таких произведениях форма и декор вторят друг другу, подчёркивая растительный мотив. Округлая форма вазы ИФиСз действительно напоминает тыкву. На её поверхности изображены тёмно-фиолетовые стебли, листья и соцветия этого растения. Чёткий рельефный декор изобилует тщательно проработанными деталями. Эта ваза входила в число предметов, поднесённых «их императорским величествам» к Рождеству 1911 года: «… «Тыква», рис. В.Кокин, исп. А.Андреев, 5 ¼ вершк…»[26]

Эта линия синтеза формы, декора и цвета была продолжена и в последующие годы. Ваза «Лиственница»[27] (ИЛЛ.9) (резчик А.Андреев) с вытянутым вверх узким туловом, напоминающим ствол дерева, декорирована изображением тонких веток лиственницы с шишками-«розочками» и хвойными иглами. Среди растительных мотивов, которые использовали в своих произведениях художники ИФиСз, изображение этого растения встречается редко. Сохранился рисунок вазы, выполненный Ф.Степановым[28].(ИЛЛ.10)

Стройная, вытянутая форма вазы «Орхидеи»[29] (ИЛЛ.11), созданной  в 1911 году по рисунку И.Денисова[30], (резчик Т.Козлов[31]), перекликается с декором – силуэтом и абрисом самого цветка. Изображённые на тулове орхидеи с несколькими соцветиями на каждом стебле, были одним из любимых декоративных мотивов Галле. Как известно, этот вид орхидей, ставший  неофициальной эмблемой Лотарингии, разводили именно в этой области.

Ваза «Тюльпанное дерево»[32] (ИЛЛ.12), наоборот, акцентирует внимание на сочетании формы и цвета. Имена автора рисунка и исполнителя неизвестны, но подобные изображения встречаются на вазах ИФиСз в исполнении разных авторов и в разные годы. Напоминающие бутон тюльпана (отсюда название) цветы этого дерева являются главным сюжетом декоративной композиции вазы, созданной из двухслойного хрусталя, бесцветного и нежно-зелёного цвета. Узнаваемые черты тюльпанного дерева: бледно-зелёные лепестки и слабый огуречный аромат, который источают цветы, несомненно, определили выбор основного тона вазы.

Упомянутые художники – И.Денисов, И.Степанов, а также А.Лукин принадлежали новому поколению мастеров, определявших развитие ИФиСз в 1910-х годах. В эту пору в декоре изделий многослойного стекла все большее значение приобретает пейзаж, которому на российских заводах уделялось гораздо больше внимания, чем в Нанси и на других иностранных предприятиях, работающих в «стиле Галле». Аналогичные процессы происходили и в русском фарфоре, интерпретирующим не менее знаковую для искусства модерна, чем «стиль Галле», линию изделий с подглазурной росписью, начатую на Копенгагенской королевской мануфактуре А.Крогом. И здесь по мере развития стиля русские художники все более уходили от отдельных флоральных мотивов, предпочитаемых их иностранными коллегами, в сторону «картин природы», представляющих деревенские околицы, опушки, полянки, холмы, овраги, озера и леса. В этом нельзя не заметить национальную особенность и связь с отечественной живописной школой, с прославившими русскую кисть «пейзажами настроения».

Но нельзя не заметить также, что именно техника травления многослойного стекла с последующей резьбой открыла новые возможности для создания так называемых «пейзажей настроения». В 1910-е гг. молодые мастера завода изображали минималистические, почти монохромные пейзажи, подкупающие артистизмом и своего рода «эстетизацией» непритязательной повседневности.  Их композициям свойственна лиричность и эмоциональное «вчувствование», соотнесение с душевным «ландшафтом» человека. В собрании ГМК находятся 4 произведения из этой серии, имеющие авторство И.Степанова[33] как автора рисунков и как непосредственного исполнителя: ваза «Под вечер» 1912 года, вазы «Под липами»[34], «Деревня»[35] (ИЛЛ.13) и «Хатки у озера» 1914 года. 

Декору этого типа свойственно не графическое, орнаментальное начало, как в вазах с флоральными сюжетами, но скорее, воспроизведение живописных эффектов в стекле, ярким примером которого является ваза «Под вечер»[36].(ИЛЛ.14) Мастер отдаёт предпочтение переходному времени суток – предрассветному или сумеречному состоянию или же пасмурным дням, предоставляющим благодатные возможности для изображения воздушной среды и атмосферных эффектов, воссоздаваемых с помощью тончайших цвето-световых переходов. Игра оттенков одного и того же цвета, различающихся, подобно валерам в живописи, по цветосиле, придаёт трепетность и некоторую эмоциональную напряжённость пейзажу. Силуэты деревьев на первом плане выделяются тёмным тоном и пластичной трактовкой, панорамный план даётся размыто и обобщённо. Благодаря самому материалу пленэрные эффекты «обогащаются» в стекле игрой фактуры, обретая свойственную модерну декоративность.

 

Пейзаж с небольшими домиками у озера на вазе «Хатки у озера»[37](ИЛЛ.15)  выполнен в холодных, бледных тонах, создающих впечатление рассветного тумана. Ощущение прозрачности неба и водной глади, передаваемое мерцанием перламутровых оттенков, мягкие линии и колористическая гамма напрямую ассоциируются с живописным техникам модерна. Наиболее эффектно пейзажи выглядят на больших вазах, которые позволяют создать круговую панораму. Если проводить аналогии с вазами «цветочных форм» Галле, где очертания произведения вторят декору, овальную форму вазы можно сравнить с одним из элементов пейзажа – озером, что подчёркивает тему изображения.

Новое в эстетике стекла явление – полутоновая окраска,  появившаяся именно в эпоху модерна, позволяла через цвет передавать самые сложные оттенки эмоционального настроения, а также нюансы картин времён года и даже атмосферных явлений. Пейзаж на вазе «Под липами» (ИЛЛ.16) передан с помощью фиолетового наклада по бесцветному хрусталю, протравленного на разную глубину. Сочетание полутонов от светло-сиреневого до насыщенного фиолетового мастерски передаёт картину сумерек. Крупные деревья на переднем плане контрастируют с едва заметными деревенскими домиками в глубине пейзажа на светлом матовом фоне.

Рассмотренные  произведения, несомненно, составляют «золотой фонд» собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIIIвека», представляя последний период расцвета Императорского стеклянного завода, непосредственно связанный с созданием произведений в «технике Галле». Они не только демонстрируют пластические возможности стекла, с которыми экспериментировали и европейские, и русские художники этого времени, но и восхищают яркой индивидуальностью и значимостью художественного образа.

 

 



[1] Спилиоти Н.М. Новые художественные произведения Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов//Художественные сокровища России, 1904, №6-8, с.183

[2] В 1783 году переведён в с.Озерки, в четырёх верстах от Петербурга, бывший казённый завод в Назье, переданный в 1777 году князю Г.А.Потёмкину в «вечное и потомственное владение». После его смерти в 1792 году перешёл в казённое управление и стал именоваться Императорским. В 1890 году прекратил самостоятельное существование и вошёл в состав Императорского фарфорового завода (Далее ИФиСз)

[3] Гурьев Дмитрий Николаевич – дворянин. Директор ИФиСз с 1890 по 14 июня 1900 г.

[4] Панкова Т. ИСЗ. Произведения из многослойного хрусталя конца XIX-нач.XX века//Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло к.XIX – начала ХХ века в собраниях музеев России, 2013, с. 64

[5] РГИА, ф.503, оп.1, д.88,л.1. Вырезка из газеты «Петербургский листок» от 19 ноября 1901 г.

[6] Спилиоти Н.М. Новые художественные произведения Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов//Художественные сокровища России, 1904, №6-8, с.183

 

[7] Т.А.Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – нач.XX века, Спб, 2009 г., с.333

[8] Там же, с.183

[9] Е.А.Борисова, Г.Ю.Стернин. Русский модерн, М., 1990, с.287

[10] ГМК инв.№ СТ 3777, гравированная марка на основании: Н II 1901 под императорской короной, высота 54,5 см

[11] Рисунок опубликован в журнале «Искусство и художественная промышленность», №4, январь 1899 г., с. 320, в разделе «Результаты Высочайше утверждённого конкурса на представление художественных рисунков Императорским Фарфоровому и Стеклянному заводам в ноябре 1898 года»

[12] Искусство и художественная промышленность.1899 г., №4, январь, с.318

[13] Там же, с. 320

[14] Орловский Л.В.-(1956-1920) – шлифовщик и гравер, на заводе с 1898 года, работал и после 1917 г.

[15] ГМК инв. №СТ 3399, гравированная марка на основании: Н II 1898 под императорской короной

[16] ГМК инв.№ СТ 343, гравированная марка на основании Н II 1904 под императорской короной. Фотография вазы хранится в Государственном Эрмитаже (отдел «Музей Императорского фарфорового завода»)

[17] Зотов Александр – резчик, на заводе с 1892 года, в 1914 г. ещё работал

[18] Красновский П.И. (1871-?)-работал на ИСЗ с 1894 года в качестве рисовальщика живописной мастерской.

[19] Кокин В.И. – (1877-?)-учёный рисовальщик, принят на ИФИСЗ в 1907 г., впоследствии – заведующий живописной мастерской

[20] ГЭ ОМИФЗ №МЗГ-1221, В.И.Кокин «Рисунок для вазы «Тюльпаны»

[21] Т.А.Малинина. Императорский стеклянный завод. XVIII – нач.XX века, Спб, 2009 г., с.337

[22] Андреев А.- резчик, на заводе работал в 1887-1894 и 1895-после 1911 г.

[23] ГМК инв.№ 1004, гравированная марка на основании Н II 1910 под императорской короной.

[24] ГЭ ОМИФЗ №МЗГ-1230, В.И.Кокин. «Эскиз вазы «Тыква»

[25] Е.А.Анисимова. Эмиль Галле: учёный, художник, поэт»//Линии Галле, М., 2013 г., с 52

[26] РГИА, ф.503, оп.2,д.188, л.75 об.

[27] ГМК инв.№СТ 191, гравированная марка на основании Н II 1912 под императорской короной.

[28] Данных о художнике нет

[29] ГМК инв.№ 877, гравированная марка на основании Н II 1911 под императорской короной.

[30] Денисов И.-живописец, начинал как ученик живописной мастерской в 1908 г., позднее-автор эскизов для стеклянных ваз

[31] Козлов Т.- резчик, на заводе с 1 января 1892 г., в 1914 ещё работал

[32] ГМК инв.№ СТ 906, гравированная марка на основании Н II 1914 под императорской короной

[33] И.Степанов-резчик, работал в начале XX века

[34] ГМК инв.№ СТ 369, гравированная марка на основании Н II 1914 под императорской короной

[35] ГМК инв.№ СТ 907, гравированная марка на основании Н II 1914 под императорской короной.

[36] ГМК инв.№ СТ 908, гравированная марка на основании Н II 1914 под императорской короной.

[37] ГМК инв.№ СТ 761, гравированная марка на основании Н II 1914 под императорской короной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика