С.Н. Миронова. Разрезная, или Столбовая раскрытая беседка: К вопросу о реконструкции (историческая справка).

       С.Н. Миронова

   

            Возможная реконструкция «Разрезной», или «Столбовой раскрытой беседки» или «галереи» – именно так ее называют во всех сохранившихся описях усадьбы Кусково – послужила той отправной точкой, благодаря которой возникла необходимость в архивных  и фондовых изысканиях.

            Когда была построена галерея? Как выглядел павильон первоначально? Из каких материалов был построен? Для чего предназначался? Что составляло его внутреннее убранство? Ответы на эти вопросы дают сохранившиеся чертежи и описи усадьбы.

            Первое упоминание о Разрезной беседке относится к 1750 году, когда граф Петр Борисович Шереметев составляет «Инструкцию Федору Звереву что по отъезде моем в Петербурх будущим летом 1751 года делать в селе Кускове». В пункте под №10 этой Инструкции упоминается «зачатая новая галерея», которую необходимо отделать «столярною работой» и выкрасить по «приказу» Юрия Ивановича. Таким образом, мы узнаем, что павильон строился в 1750 -1751 годах под руководством Юрия Ивановича Кологривова.[1]

Самое раннее изображение Разрезной, или Столбовой беседки находим на листе из гравированного альбома: «Подлинное Представление Строениев и Саду, находящихся в одном из увеселительных домов, называемом село Кускова, принадлежащее Его Сиятельству Графу Петру Борисовичу Шереметеву… Построенное в 7 верстах от Москвы на восток. Строения изобретены разными славными архитекторами иностранными, а многие и домовым Его Сиятельства русским архитектором же Федором Аргуновым. Все сии изображенные виды посредством перспективных правил на месте сняты и произведены Российскими художниками под смотрением Импер. Акад. Наук Мастера Михайла Махаева».

       Михаил Иванович Махаев (1717 – 1770) приехал в Кусково в 1768 году по приглашению и на средства П.Б.Шереметева, где руководил рисованием видов, снятых «посредством перспективных правил». Далее владельцем усадьбы по этим рисункам в Париже были заказаны гравюры и выполнены в 1773 – 1775 гг.[2] Их основной гравер, П.Ф.Лоран, в т.ч. листа «Генеральной Проспектъ подъ Московнаго Его Сиятельства Графа Петра Борисовича Шереметева села Кускова отъ большова пруда, на Полдень лицомъ представленнаго» (Гр-13).  В левой его части находится изображение павильона, небольшое, т.к. это общий вид усадьбы, но, тем не менее, дающее о нем общее представление.  

Также в 1770-е гг. по рисункам М.И.Махаева  художником Г.Д.Молчановым (?) была создана серия живописных  видов Кускова, в числе которых изображение архитектурного ансамбля вокруг Голландского прудика (Ж-316).

На картине мы видим, что Разрезная беседка, находящаяся на самом краю правого берега Голландского пруда, представляет собой открытую галерею со свободным пролетом, или «разрезом», и  ступенчатым спуском к воде в центре, делящим павильон на две равные половины, с двумя небольшими закрытыми кабинетами с обеих сторон. В нижней части  - балюстрада с балясинами прерывается тумбами, со стоящими на них колоннами тосканского ордера, которые, в свою очередь, венчает такая же балюстрада с балясинами, с установленными на ней вазами, продолжающими вертикали колонн. Крыша, плоская. Цвет, в который покрашены стены галереи, серо-голубой.

Данное изображение немного расходится с акварельным чертежом А.Ф.Миронова, выполненным спустя приблизительно десять лет - в 1780-е годы – и хранящимся в Государственном Эрмитаже (публикуется по  «Старое Кусково»М.,1927,с.31).

На нем тосканские колонны несут антаблемент с римско-дорическим фризом (возможно, именно поэтому в литературных источниках галерею называют «дорической»), над которым воздвигнут плоский аттик, а не балюстрада с балясинами, как на картине Г.Д.Молчанова(?). Исчезает балюстрада с балясинами в нижней части галереи. Различно фасадное изображение кабинетов: стены с колоннами на  рисунке А.Ф.Миронова и плоские стены у Г.Д. Молчанова(?) на упомянутой выше картине (Ж-316) или  стены с рустовкой по краям на другой  картине  Г.Д.Молчанова(?) (Ж-314) и на гравированном листе П.Ф.Лорана из альбома с видами усадьбы (Гр-24).

  

 

Следующий чертеж «Фасад и план Разрезной беседки, что в Большом саду в Кускове, под № 40, а по описи №22» выполненный архитектором Буяновым и архитекторским учеником Оконишниковым, датируется I половиной XIX века (Ч-169).

Он позволяет проследить произошедшие архитектурные изменения. Мы видим вместо плоской крыши крышу скатную; четко читается художественное решение оконных проемов,  видна балюстрада с балясинами в нижней части беседки, которая исчезает на рисунке А.Ф.Миронова.

На чертеже из «Альбома наследников», выполненном после 1871 года: «Разрезная беседка №6. Фасад. Разрез. План» (Ч-56), вновь отсутствует балюстрада с балясинами в нижней части и исчезает плоский аттик.  Крыша по-прежнему скатная, как и на предыдущем чертеже.

Сохранились три плана галереи: 1780-х годов (план А.Ф.Миронова, ГЭ), план I  половины XIХ века (Ч-169) и план 1870-х годов (Ч-56).  На них  четко просматривается планировка галереи, расположение окон в кабинетах (они выходят в сад и на пруд), ступенчатые спуски, а также количество и расположение колонн. Все планы абсолютно идентичны. Это говорит о том, что на протяжении длительного времени, возможно - никогда, планировка беседки не изменялась.

Понять, из какого материала была выстроена Разрезная беседка, какова была отделка ее фасадов и помещений, помогают сохранившиеся описи усадьбы: опись (самая ранняя) 1810 года; опись, которую можно датировать  после 1812 года; опись 1814 – 1815 годов; опись 1836 года и, наконец, последняя опись, в которой упоминается нужный нам павильон, 1871 года.

При сравнении описей становится очевидным, что в первых трех (1810,[3]1812,[4]1814-15[5] гг.) отражено практически одинаковое описание галереи, а именно: постройка деревянная; обшита тесом; выкрашена; с деревянной крашеной крышей; на каждой стороне «по 6 колонн деревянных выбеленных»; пол в галерее «наслан из синих и красных плит»; к пруду «крыльцо о шести ступенях».

В галерее два кабинета: в них двери столярные створчатые, с медными замками и железными задвижками; в кабинетах по два окна «створчатых» с завесами «серпанковыми», или «серпяношными» (серпанок, серпянка – тонкое, полупрозрачное полотно, напоминающее марлю), и ставнями, «оптянутыми холстом для заставливания в окошки от сонца»; пол – «простой дощатой».

Обстановка в кабинетах (согласно самой ранней и самой подробной описи 1810 г.)  также очень схожа: «против дверей» составное из двух стекол зеркало в раме, под ним резной золоченый подзеркальник с мраморной столешницей «красноватого цвету», а на нем «горшок фарфоровый росписан по белому разные синие цветы и травы». По сторонам зеркала подсвечники «медные золоченые с трубками».

В каждом кабинете находился стол «ольховый крашеный с откидными полами на четырех ножках». В одном из кабинетов перечисляются 12 стульев липовых с «вкладными» в них «триповыми голубыми травчатыми» подушками (трип – шерстяная ворсистая ткань, шерстяной бархат). По логике их должно быть по 6 в каждом помещении, видимо, они просто были составлены в одну комнату.

В кабинете от сада с правой стороны  стены обиты французскими обоями «по белой земле цветники с цветочками, голубки, купидоны и прочие фигуры». В кабинете находился стол «ольховый крашеный с откидными полами». В «трюме» над зеркалом – картина «китайская которая изображает домик и деревья». На стенах еще  5 картин в рамах.

 

 

Единственная из них - «нарцыз влюбленной в себя в золоченой раме» -  указана с  размером, видимо, как самая крупная картина в кабинете. Ее можно идентифицировать с картиной  «Нарцисс» неизвестного русского художника XVIII века из основного собрания Шереметевых (Ж-408), т.к. размеры практически совпадают: «длиною 3 ар. без вершка, шириною 2 арш. 3 ¼ вер.», т.е.  156,5 х 213,4 см в кабинете беседки и 150,0 х  194,0 см в фонде музея.

В кабинете размер больше, т.к. дан вместе с рамой.

 

Другая картина, «писанная на доске», «представляет бахусов праздник». В фонде живописи музея имеется картина голландского художника XVII века Корнелисса ван Харлема «Вакханалия», подписная и датированная 1613 годом из основного собрания Шереметевых (Ж-293). Так как размеры ее не указаны, то мы можем лишь предположить, что находилась в беседке именно она.

Остальные три картины, «писанные на полотне», в черных рамах представляют городские или голландские строения на берегу реки с «судами».

В кабинете от сада с левой стороны стены обиты немецкими обоями «лосиннаго цвету с персонажами, беседками и с разными цветами и разводами» (лосиный – грязно-белый цвет). В окнах те же «серпяношные» завесы, но «с подзорами», «с красными узенкими полосочками» и «при них по две кисти нитеных».

На стенах - семь картин в черных рамах. Местоположение двух из них показано – «на передней против дверей» стене. «Первая представляет науку, вторая Лот с дочерьми» (между ними находится зеркало с консольным столиком). Возможно, это именно те картины, которые сохранились в коллекции музея. Происходят они из основного собрания Шереметевых.

 

Можно предположить, что одна из них - картина неизвестного итальянского художника XVIII века «Наука» (Ж-607),

а другая - неизвестного русского художника XVIII века  - «Лот с дочерьми» (Ж-548).

Размеры «Лота с дочерьми» даны в описи вместе с рамой и составляют «длиною 2 арш. 5 вер., шириною 2  арш. 12 ½ вер.», т.е. 142,2 х 197,8 см, размеры картины из коллекции музея  несколько больше – 175,0 х 200,0 см, но возможно, края холста раскрывали при реставрации картины (реставрационных документов нет).

Остальные пять картин, как и в предыдущем кабинете, представляют «городские строения» на берегу «реки с судами». По всей видимости, это голландские пейзажи сохранившейся  видовой серии из собрания Шереметевых.

            Часть вещей пропала в Отечественную войну 1812 года: зеркала, подсвечники, 1 картина, ольховый стол, 1 фарфоровый горшок. Оставшиеся вещи и картины в 1814 – 15 гг.  перемещают в другие сооружения усадьбы. Так, рамы от зеркал переносят в кладовую; картины «расставлены в большом доме»; консольные столики переносят в Дом Уединения; оставшийся фарфоровый горшок – в библиотеку Большого Дома.

            В 1827 году в Разрезной беседке были проведены значительные ремонтные работы, в ходе которых фундамент и оба крыльца были сделаны вновь, а кровля «крыта железом с желобами и водосточными трубами»[6] (ранее - крыша была деревянной крашенной). Возможно, именно тогда плоскую крышу меняют на скатную.

            Таким образом, в описи 1836 года интересующая нас беседка – это постройка деревянная, на каменном фундаменте, с крышей, «крытой железом». Впервые появляется упоминание о том, что «при кабинетах снаружи с обеих сторон при окошках … по 2 колонны деревянных на тумбах» (на планах беседки это видно). Пол в двух кабинетах и в галерее дощатый, только в открытой средней части  вымощен синими и красными плитами, а часть - «белой каменной плитой» (ранее весь пол до кабинетов был покрыт красными и синими плитами). Потолки, как следует из описи, какое-то время были подбиты холстом и выбелены, но «за ветхостью» холст был снят, а потолки оштукатурили и расписали следующим образом – «цветные гирлянды и прочее». Крыльцо в сад – из белого камня «о пяти ступенях»; «крыльцо от канала деревянное на сваях с площадкой».

            По-прежнему в кабинетах бумажные обои: «из саду направо» - «обои гладкие белые» без бордюра; «из саду налево» - обои «телесного цвета гладкие, вверху барбюр». Потолки в кабинетах расписаны: «в средине венок синий  по углам букеты цветов и в двух местах фрукты».

            Только в этой описи (1836 г.) упоминается о том, что ранее кабинеты с наружной стороны были окрашены в желтый цвет, а теперь «вся беседка выкрашена перловою краскою».

            Таким образом, колористическое решение экстерьера меняется от серо-голубого на картине Г.Д.Молчанова(?) (1770-е гг.), далее  желтого (ранее 1836 г.), до перлового ( с 1836 г.), т.е. жемчужного или сизо-серого.

            Последнее описание галереи относится к осени 1871 года. Это опись недвижимому имению в селе Кускове с перечислением сооружений и их оценочной стоимостью[7]. Приведем ее полностью: «Разрезная беседка деревянная, крыта железом одноэтажная на каменном фундаменте, состоящая из двух отдельных половин, снаружи обшитых тесом и окрашенных масляною краскою; мерою в длину десяти, в ширину четырех сажен. Середина беседки состоит из колонн, поддерживающих карниз и крышу; колонны деревянные обшивныя с капителями и базами, крашены масляною краскою, пол на площадке и под колоннами каменный; внутри стены оштукатурены и оклеены обоями; пол сосновый крашеный, как равно и двери и рамы. Находится в саду на берегу пруда». Оценочная стоимость павильона – 5 тыс. рублей. Интересно, что впервые показаны размеры галереи: 21,3 м в длину и 8,52 м в ширину.

            Любопытна история бытования павильона. Благодаря воспоминаниям графа С.Д.Шереметева известно, что в 1846 г. его мать, графиня Анна Сергеевна, в Разрезной беседке «устроила себе ванну».[8]

            Как пишет в своей книге П.Безсонов[9], разбиравший по приглашению С.Д.Шереметева архивы в Кускове, беседка «служила для ночлега гостям, а после отдавалась в наем», а в 1872 году (год издания книги) была «цела в полуразрушенном состоянии».

            Подведем итоги. Благодаря приведенным документам,  создается достаточно четкое представление об истории создания, архитектурном  решении  Разрезной, или Столбовой раскрытой беседки, ее назначении, обстановочном комплексе, бытовании, что дает возможность научного обоснования реконструкции павильона, и впоследствии, после возможного восстановления, эти материалы могут быть полезны экспозиционерам и, наконец, экскурсоводам.

 

 

 

Миронова С.Н., ст. науч. сотрудник отдела «Усадьба»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Б-ка ГМК, Р-46  Станюкович В.К. Материалы по старому Кускову, с.14-15

[2] Алексеева М.А. Михайло Махаев - мастер видового рисунка XVIII века.-СПб.:Ж-л «Нева»,2003.-с.227

[3] Архив ГМК, РД-153 «Опись селу Кускову, учиненная в 1810 году Опекуном Действительным Статским Советником и Кавалером Духовницким  из прежних  описей, какия в том селе и в домовом правлении оказались и присланы из Петербурга, которые для проверки препровождены при Описи прочим высокопочтеннейшим Господам Опекунам, л.311-313 об.

 

[4] Архив ГМК, АК-8, РГИА, ф.1088,оп.17, е.х.№67,л.8-9 об.

[5] РГИА, ф.1088, оп.9, д.797, л.162-163

[6] РГИА, ф.1088, оп.9, д.797, л.162-163 «Опись имеющимся в селе Кускове разным господским строениям и находящимся в оных: образам, портретам, картинам, мебелям и прочему списана с описи составленной бывшим управляющим г.Клементом (1836 г.)

[7] РГИА, ф.1088, оп.9, д.843, л. 6 об-7. Опись недвижимому имуществу умершаго графа Дмитрия Николаевича Шереметева, заключающемуся  в селе Кускове Московскаго уезда 1 стана, произведенная Судебным Приставом Московскаго уезднаго судебнаго округа Дмитрием Фомичем Бурназовым…»                                              

[8] Шереметев С.Д. Воспоминания детства.-СПб., 1896, с.44

[9] Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева. Ея народная песня и родное ея Кусково: Биографический очерк с портретом.-М.: В Университетской типографии (Катков и К), 1872, с.8


Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика