К.А. Немова. Работы Мари Казак в собрании Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

 

В коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» хранится семь портретов работы Марии Васильевны Эристовой (урожденной Этлингер), шесть из которых, очевидно, принадлежат к одной серии.[1] (Илл. 1-7) Портреты Сергея Алексеевича и Сергея Дмитриевича Шереметевых атрибутированы и датированы 1882 и 1887 годами соответственно. Авторство пяти детских портеров в инвентарных книгах музея не указано, однако произведения датированы 1887 годом, в соответствии с надписями на листах.

Княгиня Мария Васильевна Эристова родилась в Санкт-Петербурге в 1857 году, обучалась живописи у Ильи Ефимовича Репина (1844 -1930), позднее отправилась в Париж, где продолжила обучение под руководством Михаила Александровича Зичи,[2] с которым вернулась в Россию в 1880 году. С 1890-х жила в Париже, ежегодно выставлялась в салоне Национального общества изящных искусств, а в 1900 году получила серебряную медаль на Всемирной выставке. Отдавая предпочтение пастели, Mary Kazak – творческий псевдоним художницы, она также прибегала к масляной технике. С годами ее художественная манера трансформировалась от салонности к импрессионизму. Таковы портреты «Девочки с куклой»[3] и «Дамы с розовой гвоздикой»[4].

Портрет Сергея Алексеевича Шереметева, генерал-адъютанта императора Александра II, двоюродного брата Сергея Дмитриевича Шереметева, относится раннему периоду творчества художницы. Согласно подписи, он был создан в 1882 году, что позволяет предположить, что он был написан в ходе путешествия по Кавказу, куда Мария Эристова отправилась вместе с Михаилом Зичи[5] в 1881 г. Стилистически его можно отнести к типу классического академического портрета второй половины XIX в. Он во многом схож с портретом «Великого князя Николая Михайловича»[6] работы Мари Казак из коллекции Государственного Эрмитажа.Оба персонажа представлены на темном фоне, в небольшом повороте, с незначительным наклоном головы. На мундирах погоны с вензелем покойного императора Александра II (1818 - 1881)[7] и кресты 4-й степени ордена Св. Георгия.[8]  Подобное сходство наводит на мысль, что портреты могли писаться одновременно, но 1882 году Великий князь поступил Николаевскую академию Генерального штаба и как следствие находился в Санкт-Петербурге.

Серия детских портретов и портрет Сергея Дмитриевича Шереметева, так же относится к раннему периоду (датированы автором 1887 годом). Они нарисованы на листах, очевидно изначально принадлежащих к одному альбому для набросков. Альбом подобного рода, принадлежавший Мари Казак, в котором есть сходный по технике и манере детский портрет Лили Павловской (1894 г.)[9] сохранился в Музеях Лувра. Кроме того, в коллекции Музея-усадьбы Останкино хранится альбом, поступивший из усадьбы Михайловское, в котором собраны рисунки с портретами Сергея Дмитриевича и Екатерины Павловны Шереметевых, детей и их воспитателей. Альбом датирован августом 1885 г.

 Эскизность работ из коллекции ГМК, позволяет предложить, что они были зарисованы с натуры, а дарственные подписи на портрете старшей девочки «un souvenir de Troiza»,[10] и «Troiza» на портрете младшей, вероятно, свидетельствуют о том, что они были выполнены в качестве подарка на церковный праздник. Эта надпись позволяет точно определить дату создания портрета – в 1887 году День Святой Троицы приходился на 24 апреля по старому стилю.[11]  Подпись на портере Сергея Дмитриевича «Moscou»[12] в свою очередь указывает на место, где рисовались портреты.

И, наконец, остается определить, кто именно из детей представлен на портретах. С 1868 года Сергей Дмитриевич Шереметев был женат на Екатерине Павловне Вяземской (1849 - 1929), в браке родилось девять детей. Старший Дмитрий (1869 - 1943), затем Павел (1871 -1943), Борис (1872 – 1946/52), старшая дочь Анна (1873 - 1943), Пётр (1876 - 1914), Сергей (1878 - 1942) и младшая дочь Мария (1880 - 1945). Двое детей Екатерина (1880 - 1880) и Василий (1882 - 1883) умерли во младенчестве. (Илл. 8)

Два портрета девочек идентифицируются достаточно легко – у сестер была значительная разница в возрасте - семь лет, из чего можно сделать вывод, что портрет, значащийся в музейной документации под номером Гр-1139 – портрет Анны Сергеевны в возрасте 14 лет, (Илл.5)  второй, под номером Гр-1138 – портрет Марии Сергеевны в возрасте 7 лет. (Илл.7) Это подтверждается физиогномическим сравнением с портретами кисти Ивана Кузьмича Макарова (1822 – 1897) [13] (Илл. 9,10) и портретом Анны из альбома 1885г. с рисунками Мари из коллекции Музея усадьбы Останкино. (Илл. 11) Не представляет сложности определение портрета Бориса Сергеевича (Гр-1141) – единственного белокурого ребенка в семье Шереметевых. На кусковском портрете в возрасте 15 лет, (Илл. 4) как и на более раннем портрете Макарова из останкинского собрания[14] Борис изображен светловолосым. (Илл. 12)

Старшего сына Сергея Дмитриевича, восемнадцатилетнего Дмитрия среди изображенных, очевидно нет, следовательно, на двух портретах мальчиков должны быть представлены шестнадцатилетний Павел, одиннадцатилетний Петр или девятилетний Сергей. Мальчик старшего возраста изображен на портрете под номером Гр-1142. (Илл. 3) Узкое продолговатое лицо с острым подбородком - характерная черта второго сына Шереметева Павла, именно таким его запечатлел Макаров.[15] (Илл. 13)

Как видно на портретах Макарова[16] и Мари из коллекции Останкино младшие сыновья Петр и Сергей были очень похожи, (Илл. 14-17) в связи с чем сказать с уверенностью кто именно изображен на последнем портрете не представляется возможным.   

В заключении, стоит заметить, что эскизные портреты Сергея Дмитриевича Шереметева и детей в семье ценились, будучи открепленными от альбома они были наклеены на паспарту с подставкой, вставлены в рамку с овальным окошком и застеклены, очевидно, впоследствии именно в таком виде они хранились в доме.

 

Список иллюстраций:

 Илл. 1. Мари Казак. Портрет Сергея Алексеевича Шереметева (1836 - 1896), 1882 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши, пастель. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

 

Илл. 2. Мари Казак. Портрет графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844 – 1918), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

 

Илл. 3. Мари Казак. Портрет графа Павла Сергеевича(? )Шереметева (1871 - 1943) -  1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

 

Илл. 4.  Мари Казак. Портрет графа Бориса Сергеевича Шереметева (1872 – 1946/52), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

 

Илл. 5. Мари Казак. Портрет графини Анны Сергеевны Шереметевой (1873 – 1943), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

Илл. 6. Мари Казак. Портрет ребенка из семьи  графа Шереметева ( Петра Сергеевича Шереметева (1876 - 1914) ?/Сергея Сергеевича Шереметева (1878 - 1942) ?), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

Илл. 7.  Мари Казак. Портрет графини Марии Сергеевны Шереметевой (1880 – 1945), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК и «Усадьба Кусково XVIII века»

 

Илл. 8. Групповой портрет детей графа  С.Д. Шереметева.

На фото слева направо: Дмитрий (1869-1943), Павел (1871-1943), Борис (1872-?), Анна (1873-1949), Пётр (1876-1914), Сергей (1878-1942), Мария (1880-1945).

С.-Петербург, Фонтанный дом, 1880-е годы. Фотобумага полуматовая, фотопечать; картон, золотой обрез. Музей-усадьба Останкино

 

Илл. 9. Макаров И.К. Портрет графини А.С. Шереметевой в детстве, 1880-е гг.

Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Илл. 10. Макаров И.К. Портрет графини М.С. Шереметевой в детстве, 1880-е гг.

Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Илл. 11. Мари Казак. Портрет графини Анны Сергеевны Шереметевой (1873 – 1943), 1885 г. Бумага, графитный карандаш. Музей-усадьба Останкино

Илл. 12. Макаров И.К. Портрет графа Б.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг.

Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Илл. 13. Макаров И.К. Портрет графа П.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг.

Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Илл. 14. Макаров И.К. Портрет графа П.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг.

Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Илл. 15. Макаров И.К. Портрет графа С.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг.

Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Илл. 16. Мари Казак. Портрет графа Петра Сергеевича Шереметева (1876 - 1914), 1885 г. Бумага, графитный карандаш. Музей-усадьба Останкино

 

Илл. 17. Мари Казак. Портрет графа Сергея Сергеевича Шереметева (1878 - 1942), 1885 г. Бумага, графитный карандаш. Музей-усадьба Останкино

 



[1] Мари Казак (княгиня М. В. Эристова (ур. Этлингер). 1857, С.-Петербург – 1934, Париж. Портрет Сергея Алексеевича Шереметева (1836 - 1896), 1882 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши, пастель. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века (Далее ГМК) Инв. Гр-1144

Мари Казак. Портрет графа Сергея Дмитриевича Шереметева (1844 – 1918), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК Инв. Гр-1140

Мари Казак. Портрет графа Павла Сергеевича Шереметева (1871 - 1943) - ?, 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК Инв. Гр-1142

Мари Казак. Портрет графа Бориса Сергеевича Шереметева (1872 – 1946/52), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК Инв. Гр-1141

Мари Казак. Портрет графини Анны Сергеевны Шереметевой (1873 – 1943), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК Инв. Гр-1139

Мари Казак. Портрет графа Петра Сергеевича Шереметева (1876 - 1914)/Сергея Сергеевича Шереметева (1878 - 1942), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК Инв. Гр-1143

Мари Казак. Портрет графини Марии Сергеевны Шереметевой (1880 – 1945), 1887 г. Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. ГМК Инв. Гр-1138

[2] Михаил Александрович Зичи (Mihály Zichy, 1827 - 1906) -  венгерский рисовальщик и живописец. Работал в России в 1847 – 1874 гг., 1880 – 1906 гг. С 1856 - академик Санкт-Петербургской академии художеств.  В 1859 г. был причислен к Императорскому Эрмитажу и получил звание придворного живописца.

[3] Мари Казак. Портрет девочки с куклой. Холст, масло. Частное собрание.

[4] Мари казак. Портрет дамы с розовой гвоздикой. Холст, пастель. Частное собрание.

[5] Кантор-Гуковская А.С., Принцева Г.А. При дворе русских императоров. Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа. Каталог выставки. – С-Пб, 2006 г.

[6] Этлингер (Эристова), Мария Васильевна. Портрет Великого князя Николая Михайловича, 1882. Бумага, акварель, цветной и графитный карандаш, пастель, лак. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

[7] С.А. Шереметев становится генерал-адьютантом при Александре II в 1879 году.

[8] С.А. Шереметев был награжден георгиевским крестом 4-й степени в 1865 г., Великий князь Николай Михайлович полил туже награду в 1877 г.

[9] Мари Эристова-Казак (Mary Eristoff-Kazak). Портрет Лили Павловской (Lily Pavlovsky), 1894 г. Альбом рисунков. Лист 3 из 49. Музеи Лувра, Париж (Musée du Louvre département des Arts graphiques). Инв. RF 35777, 1

[10] На память о Троице (фр.)

[11] 6 июня 1887 г. по новому стилю

[12] Москва (фр.)

[13] Макаров И.К. Портрет графини А.С. Шереметевой в детстве, 1880-е гг. Холст, масло. Музей-усадьба "Останкино", Москва. (Далее Останкино) Инв. Ж-263

Макаров И.К. Портрет графини М.С. Шереметевой в детстве, 1880-е гг. Холст, масло. Останкино. Инв. Ж-273

[14] Макаров И.К. Портрет графа Б.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг. Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

[15] Макаров И.К. Портрет графа П.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг. Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

[16] Макаров И.К. Портрет графа П.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг. Холст, масло. Музей-усадьба Останкино

Макаров И.К. Портрет графа С.С. Шереметева в детстве, 1880-е гг. Холст, масло. Музей-усадьба Останкино 

 

 


Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика