Выставки в музее

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность  заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

 

Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно

(в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок)
 
"Элегантность по-французски"
6+
 
29 июня - 17 сентября 2017г.

Музей-усадьба Кусково совместно с музеем-побратимом замком Шан-сюр-Марн (Франция) представляют выставочный проект «Элегантность по-французски». Перед посетителями Дворца на протяжении летних месяцев предстанет история в костюмах, сшитых с точным следованием образцам XVIII века. Одежда, не только дворян, но и челяди, иллюстрирует развитие моды в течение века Просвещения. Костюмы были воссозданы как можно более точно в соответствии со стилем и техникой своего времени. Они блистательно воспроизводят роскошь французского вкуса, который царил во всей Европе в XVIII веке. Куратором этого проекта стала Натали Арран – историк, создатель и коллекционер костюмов.

Во Франции XVIII века женщины и мужчины одинаково заботились об элегантности и соревновались в утонченности выкройки одежды, ее декорировании и богатстве украшений. В то время как парадные одежды и дворцовые костюмы были четко регламентированы этикетом, сама мода становилась подвластной различным новшествам: платья становились проще и короче, вдохновленные народными костюмами, загородная одежда заимствовалась из Англии, а повседневная была продиктована представлениями о Востоке. Некоторые придворные персоны с выраженным вкусом к моде, такие как мадам де Помпадур или королева Мария-Антуанетта также вносили коррективы в моду своего времени. Во времена правления Людовика XV и Людовика XVI качество и разнообразие французских тканей, а также мастерство кутюрье и портных сделали из французской утонченности эталон вкуса. Благодаря этому французская мода блистала по всей Европе. Россия также охотно перенимала ее веяния.

Выставка сорока костюмов, созданных по эскизам платьев XVIII века, а также изящных аксессуаров и модных кукол, представит посетителям разнообразный и изысканный гардероб французских модников прошлого. Приглашаем гостей музея открыть для себя необыкновенно элегантный мир французской моды века Просвещения в роскошной обстановке Дворца музея-усадьбы Кусково.

 

   

 

 

 «Москва. Хроники советского времени. К 870-летию города»

0+

11 июня – 23 октября 2017 года

Выставка "Москва. Хроники советского времени. К 870-летию города" представляет произведения советских художников из фарфора, керамики и стекла из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", связанные с памятными датами, важными событиями, достижениями советской Москвы. Разделы выставки в хронологическом порядке познакомят зрителей с историей развития города и превращением его в центр политической, экономической и культурной жизни страны, начиная с 1918 года, когда в Москву переносится столица, и заканчивая 1980-ми годами.

На выставке представлено более 200 произведений из фондов Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», многие из которых экспонируются впервые, а также работы, выполненные в творческой мастерской Союза Художников России Игоря Клименкова (Москва) – одного из ведущих предприятий по производству авторского фарфора.

На выставке можно увидеть работы художников Гусевского и Дятьковского хрустальных заводов, посвященные массовому увлечению спортом, движению физкультурников в 1920-х годах, что выражало идею народного патриотизма, символизировало энтузиазм и оптимизм. Развитие промышленности, превращение Москвы в крупнейший индустриальный центр страны запечатлено в работах художников1930-х годов – А. Яцкевич, А. Чекулиной, В. Погорелова. В них представлены темы открытия крупнейших заводов на территории города, водной магистрали  - канала Москва-Волга, строительства московского метрополитена. Последняя тема продолжена в произведениях современных художников мастерской Игоря Клименкова – скульптуре революционного матроса, повторяющей знаменитую работу, выполненную под руководством скульптора М.Г. Манизера для станции метро «Площадь революции», и декоративных панно с изображением мозаик по эскизам А.А. Дейнеки, украшающих станцию «Маяковская». Особый интерес представляют произведения ведущих художников стекла, специально подготовленные к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1939 году. Среди них – вазы с изображениями павильонов ВСХВ, памятные сувениры и подарки.

Безусловный интерес вызовут работы известных художников второй половины ХХ века – В.А. Малолеткова, Г.А. Блюм, Е.П. Подволоцкой, Э.М. Криммер, М.М. Тараева, Е.М. Гуревич, в работах которых проявилось новаторство авторов, смелые эксперименты в работе с формой и материалом. В этих же работах запечатлены и важнейшие изменения, произошедшие в Москве, – присоединение новых районов, типовая застройка, смещение интересов в сторону камерного, личного.

Особое место уделено произведениям, посвященным самому важному событию Москвы 1980-х – Олимпиаде. На выставке представлены уникальные произведения Б.А. Смирнова, Х.М. Пыльд, работы художников мастерской Игоря Клименкова, в которых художникам удалось передать дух спортивного соревнования.

Завершают выставку предметы, посвященные усадьбе Кусково, которая с 1960-х годов вошла в черту города, а в 1980 году принимала гостей Олимпиады после масштабной комплексной реставрации. С особой гордостью музей представляет произведения художников, посвятивших свои работы усадьбе Кусково в художественном стекле и фарфоре.

На примере представленных экспонатов в полной мере отразилось формирование образа новой Москвы. Авторами были ярко представлены ключевые события эпохи, которые не только проиллюстрировали свое время, явившись документальными артефактами, но и обрели яркую художественную форму, часто новаторскую.

 

  

 

 

 

 
"Мы наш, мы новый мир построим…"
6+
16 апреля 2017г. - 18 марта 2018г.

Масштабная выставка "Мы наш, мы новый мир построим…"приурочена к 100-летию Октябрьской революции. На ней представлено более 1000 работ советских мастеров керамики и стекла из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", иллюстрирующие основные вехи становления Советского государства, этапы социалистического строительства, значительные политические события ХХ века.

 В экспозиции солируют произведения художественного фарфора, демонстрирующие революционные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны, развитие науки и техники, преобразования в общественной сфере с 1917 года до начала 1990-х годов.

Тон экспозиции задают произведения агитационного фарфора известных художников С. Чехонина, Н. Данько, М. Адамовича, З. Кобылецкой. Наиболее полно представлен весь комплекс авангардных произведений В. Кандинского, К. Малевича и его учеников Н. Суетина, И. Чашника, в том числе и реплики 1980-1991 годов "Супрематический русский авангард" Л. Солодкова, "Посвящение Малевичу" В. Немухина, "Посвящение Кандинскому" Г. Шуляк.

Тематическое разнообразие позволит зрителю окунуться в атмосферу первых пятилеток. Темы индустриализации, коллективизации, стахановского движения, строительства первых станций метро представлены в работах Л. Протопоповой. А. Чекулиной, Т. Беспаловой-Михалевой. В. Корнилова, Э. Криммер. Особое место в экспозиции занимают разделы, посвященные обороне Москвы, памятным и юбилейным датам, спортивным и трудовым достижениям. Впервые будут представлены портреты руководителей государства, видных деятелей советской эпохи, военачальников, героев труда, а также произведения, выполненные по государственному заказу для отечественных и зарубежных выставок декоративно-прикладного искусства. Безусловный интерес вызовут крупнофигурные скульптуры И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, бюсты В.И. Ленина, С.М. Кирова, К. Маркса. Эти и многие другие работы долгие годы хранились в запасниках в ожидании, когда зритель сможет оценить их высокие художественные достоинства вне довлеющего идеологического подтекста эпохи, в которую они создавались.

Большинство экспонатов выставки было произведено на крупнейших фарфоровых предприятиях СССР – Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, Дулевском и Дмитровском фарфоровых заводах. Главные темы советского времени блестяще воплотились и в произведениях художественной керамики и стекла, также представленных на выставке.

 

"В родных стенах"
0+

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Московский Музей – усадьба Останкино представляют совместный выставочный проект «В родных стенах». В рамках данного проекта гости нашего музея могу увидеть вещи из первоначального убранства интерьеров Дворца и парковых павильонов усадьбы Кусково, которые впоследствии по желанию хозяев были перевезены в другую подмосковную усадьбу Шереметевых – Останкино.

Первыми спустя столетия в «родные стены» вернулись изящные бронзовые каминные часы, с изображением музы Истории Клио.  Согласно архивным документам 1780 – х гг. эти часы украшали Вседневную спальню графа Петра Борисовича Шереметева в кусковском Дворце.  Модель часов была изготовлена известным парижским бронзовщиком Жаном – Жозефом де Сен – Жерменом (Jean-Joseph de Saint - Geermain), часовой механизм происходит из мастерской потомственного часовых дел мастера Пьера Жиля (Pierre Gille).

В XVIII столетии Франция оставалась законодательницей мод не только в одежде, но и в предметах бытового назначения. Вещи, изготовленные из золоченной бронзы: люстры, каминные часы, канделябры, - не только дополняли меблировку интерьеров, но и демонстрировали благосостояние владельца дома, так как стоили, как и любые привозные товары того времени, достаточно дорого.

Возвращение каминных часов в «родные стены» - счастливая возможность восполнить подлинные интерьеры Вседневной спальни прекрасным образцом французского прикладного искусства второй половины XVIII века.

 

Часы каминные.

Франция, Париж.1765-1770

Мастерская Жан – Жозефа де Сен – Жермена (1719-1791)

Часовой мастер Пьер Жиль (1723-1784)

Бронза, дерево, эмаль, золочение, литье.

 

«Гротемо»
Ракушечная скульптура и панно XVIII века.
0+

Выставка посвящена собирательному образу произведений, выполненных из раковин и перламутра – редкому в России виду изобразительного и декоративного искусства из собрания графов Шереметевых.

Собрание гротических украшений, хранящихся сегодня в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», является поистине раритетным и не имеющим аналогов в России. Оно насчитывает десять скульптур и три панно.  Жанровые ракушечные скульптуры предназначались для украшения кусковского Грота – паркового павильона, имитирующего подводную пещеру. Коллекция экспонируется в преддверии предстоящей реставрации архитектурного памятника и гротической скульптуры. Зрителям предоставляется редкая возможность увидеть коллекцию вне исторического интерьера, оценить ее  художественные достоинства, редкость материалов и уровень мастерства.

 

Скачать каталог выставки

 

 

Выставка «Эпоха. Стиль. Имя. Керамика, фарфор, стекло Франции»

 0+

 18.10.16 - 24.09.17

В музее-усадьбе Кусково 19 октября 2016 года в павильоне Эрмитаж открывается выставка «Эпоха. Стиль. Имя. Керамика, фарфор, стекло Франции» из собрания Государственного музея керамики. Выставка приурочена к перекрестному году туризма России и Франции. Коллекция фарфора, керамики и стекла ГМК является крупнейшей в Москве, в ней содержатся экспонаты, представляющие наиболее значительные центры фарфорового, керамического и стекольного производства с середины XVI до начала XX века. Многие из них будут представлены широкому посетителю впервые. Несмотря на то, что произведения французского художественного фарфора, керамики и стекла довольно часто включаются в состав разнообразных тематических выставок музея, за последние десятилетия они не были удостоены отдельной экспозиции. Основная цель выставки продемонстрировать на примере наиболее характерных и выдающихся произведений разных эпох и художественных направлений различные периоды в работе ведущих и частных фарфоровых, керамических и стекольных предприятий Франции, показать богатейшие возможности фарфора и керамики в создании посудных форм, росписи ваз и моделировки скульптуры.

На выставке будет представлено более 350 экспонатов. Программная линия «эпоха-стиль-имя» позволяет продемонстрировать произведения наиболее значительных периодов в искусстве Франции, в некоторых случаях увидеть влияние определённых мастеров и исторических личностей на создание стиля. Кроме того, выставка представляет творчество, как знаменитых французских художников, так и малоизвестных.

На выставке можно будет увидеть предметы, редко встречающиеся в коллекциях российских музеев: «Сельские глины» Бернара Палисси, созданные во второй половине XVI века, фаянс эпохи рококо и классицизма ведущих центров Руана, Марселя, Невера, авторские произведения знаменитого художника и технолога Т. Дека. Особое место в экспозиции занимают наиболее значительные и высокохудожественные сервизные ансамбли Севрской фарфоровой мануфактуры – Сервиз с камеями и Египетский сервиз, выполненные по заказу императорских дворов России и Франции, а также первоклассные произведения лучших частных парижских заводов: Даготи, Дарт, Диля, Наста и Шельшера. Искусство французского стеклоделия представлено изделиями из многослойного стекла в технике травления Эмиля Галле, предметами, выполненными фирмой «Братья Дом» и произведениями Эжена Руссо.

Впервые широкой публике будут представлены фаянсовый декоративный фонтан, выполненный мастерами г. Сент-Тонж в XVIII веке и, специально отреставрированная к этой выставке, великолепная ваза с жанровой росписью, выполненной Ж. Свебахом на Севрской фарфоровой мануфактуре в первой четверти XIX века.

Первоклассный подбор и уникальность экспонатов будут интересны как специалистам, так и всем, кто интересуется культурой и искусством Франции. Познавательность, эмоциональность и яркость подачи материала сделают выставку доступной и понятной всем.

     

 

  

Скачать каталог выставки

 

Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"

 0+ 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, -  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   -  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   -  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  -  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

 

 Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

    Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

 Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

 Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

 

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  - от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

 

  В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

   Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника   Алессио Эрарди(1669-1727).

 

 

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

   Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

 представители западноевропейских правящих династий.

 

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

 

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив). 

  Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

 

                        Л.Сягаева, А. Муковоз.  Каталог «Портретная галерея усадьбы Кусково». М.,»Трирона»,2015.- 360 с., цв. ил.                                        

  

 

 

Аудиогид "Портретная галерея усадьбы КУСКОВО. Западные монархи и правители"

 

 

 

 

 

 

Выставки

Дворец 

- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). 
 
Американская оранжерея
 
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII -  начала XX вв.» -  впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.

 

подробнее...

Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика