Выставки в музее

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность  заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

 

Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно

(в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок)
 
 

 Мастерская Деда Мороза Игоря Клименкова. 

 Фарфоровый подарок

22 ноября 2017 года – 25 февраля 2018  года

0+

 

 

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» представляет выставку произведений фарфоровой мастерской Игоря Клименкова при Творческом союзе художников России.

Выставка представляет возможность полюбоваться фарфоровыми произведениями мастерской в праздничном ансамбле и призывает: «Впустите в свою жизнь красоту!»

Первый раздел выставки представляет идейную основу творчества мастерской. Это искусство, которым живёт Игорь Клименков. Воплощение в фарфоре образов любимых и близких людей – секрет успешной работы. Скульптуры уже в замысле одушевлены и результат не может не трогать зрителя. Особенно удаются детские образы, возникающие из воспоминаний о детстве, о времени 1960–1970-х годов, когда были молоды и счастливы родители руководителя мастерской.

Второй раздел акцентирует внимание на искусстве росписи, благодаря которой «оживает» скульптура или становится притягательным предмет через адресное послание или остроумное иносказание. Фарфоровые тарелки-палитры представляют нам всю алхимию немеркнущих красок. Художник работает с блёклыми сухими пигментами номерного именования. Он выполняет роспись, не видя конечного результата, но предполагает его, глядя на палитру, представляющей пробу цвета в обжиге. Эскизы демонстрируют ещё одну технологическую сложность росписи фарфора. Рисунок условен, на бумаге он развивается в плоскости листа, но предполагает объёмную форму с её оптическими искажениями и множественностью точек обозрения. Так через все эти трудности рождается удивительная красота звучной и сочной росписи.

Третий разделзнакомит зрителя с направлением работы мастерской по формообразованию и демонстрирует этапы моделирования ёлочной игрушки «Щелкунчик». Зритель может видеть черновую и чистовую формы, работу по детализации и оттачиванию до идеала фигурки, гипсовые отливки, фарфор в утильном и итоговом высокотемпературном обжиге, увидеть усадку формы. Особое внимание именно этому новогоднему украшению уделяется не случайно. 18 декабря 2017 года исполняется 125 лет балету «Щелкунчик».

Завершающий выставку раздел посвящён созданию праздничного настроения. Наряженная фарфоровыми игрушками новогодняя ель зримо представляет цель работы мастерской Игоря Клименкова – нести радость людям, преображать действительность силой трогательных и эмоционально окрашенных произведений декоративно-прикладного искусства. Произведения создаются не напоказ и удивление искушённого зрителя в выставочном зале, но для реальной жизни. Четырнадцать лет творческой деятельности мастерской – это факт обретения своей аудитории, признания и успеха.

 

 

    

 

 
 
"Подсказано природой"

 25 октября 2017 года - 13 сентября 2018 года
6+

Выставка "Подсказано природой" приурочена к году Экологии в России и представляет произведения из фарфора, керамики и стекла из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". Основой выставочного проекта стали предметы, созданные в XVII – XX веках, позволяющие продемонстрировать представления человека о сущности мира, месте человека в нем, двух "царствах" – Флоры и Фауны – неисчерпаемых источниках вдохновения для произведений художников разных эпох.

Первый раздел выставки посвящен теме четырех стихий, которые, согласно представлениям, появившимся еще в античности, лежат в основе мироздания и космической гармонии, различных природных явлений и смены времен года. Четыре первоэлемента – земля, вода, огонь и воздух – образно воплотились в работах художников по стеклу С.М. Бескинской, Д.Н. и Л.Н. Шушкановых, Л.И. Савельевой. Данный раздел дополняют предметы итальянской майолики XVII века, авторский фарфор, таких известных мастеров, как В.К. Яснецов, Б.Е. Калита, В.Н. Ольшевский. В них переданы и радость пробуждения природы весной, и звенящая тишина зимы, и время сбора урожая осенью, и яркие краски лета.

Второй раздел выставки посвящен царству Флоры, Фауны и месту Человека в нем. Посетители выставки увидят многообразие природных форм растительного и животного мира на произведениях ведущих керамических и фарфоровых предприятий Европы и России XVIII – начала XX веков. Некоторые из них наделены натуралистичным видением, отличаются тонкой проработанностью, вниманием к деталям и точностью воспроизведения природных мотивов. Другие – представляют творческий вымысел, демонстрируя неуемную фантазию исполнителей. Особое место в экспозиции занимают белые скульптуры птиц и животных в натуральную величину: "Казуар", "Золотой фазан", "Попугай Ара", "Индюк", "Козел", отлитые по старым моделям И.И. Кендлера в середине ХХ века. По заказу саксонского курфюрста Августа II предполагалось создать огромных фарфоровых зверей и птиц для галереи Японского дворца в Дрездене. Однако проект остался неосуществленным из-за больших технических трудностей, возникших при исполнении крупных произведений.

Дополняют экспозицию предметы, иллюстрирующие взаимосвязь природы и человека, каждодневного кропотливого труда простых людей: садовников, земледельцев, пастухов, кузнецов, рудокопов.

 

  

 

     

 

Скачать каталог выставки

 
 
 
 
"Мы наш, мы новый мир построим…"
6+
16 апреля 2017г. - 18 марта 2018г.

Масштабная выставка "Мы наш, мы новый мир построим…"приурочена к 100-летию Октябрьской революции. На ней представлено более 1000 работ советских мастеров керамики и стекла из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", иллюстрирующие основные вехи становления Советского государства, этапы социалистического строительства, значительные политические события ХХ века.

 В экспозиции солируют произведения художественного фарфора, демонстрирующие революционные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны, развитие науки и техники, преобразования в общественной сфере с 1917 года до начала 1990-х годов.

Тон экспозиции задают произведения агитационного фарфора известных художников С. Чехонина, Н. Данько, М. Адамовича, З. Кобылецкой. Наиболее полно представлен весь комплекс авангардных произведений В. Кандинского, К. Малевича и его учеников Н. Суетина, И. Чашника, в том числе и реплики 1980-1991 годов "Супрематический русский авангард" Л. Солодкова, "Посвящение Малевичу" В. Немухина, "Посвящение Кандинскому" Г. Шуляк.

Тематическое разнообразие позволит зрителю окунуться в атмосферу первых пятилеток. Темы индустриализации, коллективизации, стахановского движения, строительства первых станций метро представлены в работах Л. Протопоповой. А. Чекулиной, Т. Беспаловой-Михалевой. В. Корнилова, Э. Криммер. Особое место в экспозиции занимают разделы, посвященные обороне Москвы, памятным и юбилейным датам, спортивным и трудовым достижениям. Впервые будут представлены портреты руководителей государства, видных деятелей советской эпохи, военачальников, героев труда, а также произведения, выполненные по государственному заказу для отечественных и зарубежных выставок декоративно-прикладного искусства. Безусловный интерес вызовут крупнофигурные скульптуры И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, бюсты В.И. Ленина, С.М. Кирова, К. Маркса. Эти и многие другие работы долгие годы хранились в запасниках в ожидании, когда зритель сможет оценить их высокие художественные достоинства вне довлеющего идеологического подтекста эпохи, в которую они создавались.

Большинство экспонатов выставки было произведено на крупнейших фарфоровых предприятиях СССР – Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, Дулевском и Дмитровском фарфоровых заводах. Главные темы советского времени блестяще воплотились и в произведениях художественной керамики и стекла, также представленных на выставке.

 

"В родных стенах"
0+

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Московский Музей – усадьба Останкино представляют совместный выставочный проект «В родных стенах». В рамках данного проекта гости нашего музея могу увидеть вещи из первоначального убранства интерьеров Дворца и парковых павильонов усадьбы Кусково, которые впоследствии по желанию хозяев были перевезены в другую подмосковную усадьбу Шереметевых – Останкино.

Первыми спустя столетия в «родные стены» вернулись изящные бронзовые каминные часы, с изображением музы Истории Клио.  Согласно архивным документам 1780 – х гг. эти часы украшали Вседневную спальню графа Петра Борисовича Шереметева в кусковском Дворце.  Модель часов была изготовлена известным парижским бронзовщиком Жаном – Жозефом де Сен – Жерменом (Jean-Joseph de Saint - Geermain), часовой механизм происходит из мастерской потомственного часовых дел мастера Пьера Жиля (Pierre Gille).

В XVIII столетии Франция оставалась законодательницей мод не только в одежде, но и в предметах бытового назначения. Вещи, изготовленные из золоченной бронзы: люстры, каминные часы, канделябры, - не только дополняли меблировку интерьеров, но и демонстрировали благосостояние владельца дома, так как стоили, как и любые привозные товары того времени, достаточно дорого.

Возвращение каминных часов в «родные стены» - счастливая возможность восполнить подлинные интерьеры Вседневной спальни прекрасным образцом французского прикладного искусства второй половины XVIII века.

 

Часы каминные.

Франция, Париж.1765-1770

Мастерская Жан – Жозефа де Сен – Жермена (1719-1791)

Часовой мастер Пьер Жиль (1723-1784)

Бронза, дерево, эмаль, золочение, литье.

 

Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"

 0+ 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, -  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   -  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   -  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  -  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

 

 Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

    Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

 Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

 Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

 

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  - от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

 

  В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

   Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника   Алессио Эрарди(1669-1727).

 

 

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

   Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

 представители западноевропейских правящих династий.

 

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

 

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив). 

  Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

 

                        Л.Сягаева, А. Муковоз.  Каталог «Портретная галерея усадьбы Кусково». М.,»Трирона»,2015.- 360 с., цв. ил.                                        

  

 

 

Аудиогид "Портретная галерея усадьбы КУСКОВО. Западные монархи и правители"

 

 

 

 

 

 

Выставки

Дворец 

- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). (Закрыта до весны 2018г.)
 
Американская оранжерея
 
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII -  начала XX вв.» -  впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.

 

подробнее...

Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика