Выставки в музее

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность  заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

 

Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно

(в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок)
 

«Другое искусство: формула красоты

в керамике исламского мира XIV-XVIII веков»

 

14 июня – 14 октября 2018 года

0+

Выставка из фондов «Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» впервые представляет собрание керамики мусульманских стран XIV-XVIII веков. Эта коллекция является одной из лучших в Москве. Она иллюстрирует самые яркие страницы декоративного искусства арабских стран: Ирана, Средней Азии, османской Турции, а также юга Пиренейского полуострова. Для исламского искусства характерен особый художественный язык, и настоящая выставка керамики дает представление о технологии и образной системе необычного для европейского восприятия «другого искусства».

Священная книга Коран определила основные эстетические принципы исламской культуры. Общение с Богом осуществляется не через образ, а через Слово. Именно это рождает совершенно особый художественный язык. Математически выверенная красота изображенного Слова превращается в изящный орнамент – каллиграфию, который не только служит украшением предмета, но и средством общения с Божественным. Тончайший узор каллиграфических надписей из изречений Корана становится элементом декора архитектурных сооружений и затейливым рисунком на посудных и декоративных формах.

Одновременно с каллиграфией развиваются и иные виды орнамента – геометрический, растительный, и вершина художественной орнаментальной философии Востока – арабески: бесконечное и причудливое переплетение растительных мотивов, стилизованных изображений плодов, цветов и животных, символизирующее непрерывность земной жизни и Божественной красоты.

Произведения декоративного искусства мусульманских стран, представленные на выставке, ярко отражают и общую специфическую черту этого искусства – широкое понятие о восточной роскоши. Великолепие материалов, форм, орнаментов, яркость цвета и сияние света придает им качество драгоценностей. В отличие от христианского искусства подобные образцы создавались исключительно для любования и красоты. Они были, как правило, лишены утилитарной функции, в быту ими не пользовались

На выставке демонстрируются лучшие изделия музейного собрания. Уникальным произведением является «крылатая ваза», получившая название по форме ручек. Она выполнена испанскими мастерами из Валенсии и датируется последней третью XV века. Не менее интересным предметом является испанский сосуд в виде фигуры дельфина, выполненный в XVIII веке. Чаши, блюда, сосуды, вазы, резервуары для кальянов, шкатулки, изразцы (плитки и панно), создающие собирательный образ мира средневекового художественного ремесла, – все это вы увидите, посетив выставку «Другое искусство: формула красоты в керамике исламского мира XIV-XVIII веков».

 

  

 

 

«In memoriam. Посвящение графу С.Д. Шереметеву (1844-1918)» 

23 мая - 12 августа 2018 года 

6+

Выставка «In memoriam. Посвящение графу С.Д. Шереметеву (1844-1918)» – дань уважения и памяти последнего владельца Кускова. Близкий друг императора Александра III, государственный и общественный деятель, историк, издатель, мемуарист, – все это грани одного человека – графа Сергея Дмитриевича. Кусково в жизни Шереметева занимало особое место – эта единственная из принадлежащих графу усадеб, в которой он бывал на протяжении всей жизни. Здесь он познал первую в жизни утрату – смерть матери, здесь в кругу близких и друзей отмечал радостные события, здесь же торжественно принимал императорскую семью.

Погрузиться в атмосферу Кускова XIX – начала ХХ столетия, этого «серебряного века» русской усадьбы, позволят архивные фотографии, большинство из которых впервые будут представлены широкому зрителю. На этой выставке также можно будет увидеть интереснейшие экспонаты из собрания музея, которые по ряду причин не всегда могут быть продемонстрированы в рамках постоянной экспозиции: памятные доски, созданные в честь посещения усадьбы императорской фамилии в 1886 и 1896 годах, лопатку, которой были посажены саженцы дубов возле Голландского домика императором Александром III, императрицей Марией Фёдоровной и цесаревичем Николаем, оригинальную мебель, украшенную гербом семьи Шереметевых.

Выставка призвана продемонстрировать уникальную роль Кускова в жизни графа и освятить важнейшую роль, которую сыграл граф С.Д. Шереметев, в деле сохранения исторического облика усадьбы и сохранения ее в вихрях революционных лихолетий.  

 

«Прасковья Жемчугова. Жизнь, ставшая легендой»  

7 июня - 9 сентября 2018 года

6+

Выставка «Прасковья Жемчугова. Жизнь, ставшая легендой» приурочена к 250-летию со дня рождения крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой, которая в 1801 году стала графиней Шереметевой. Удивительная жизнь этой женщины соткана из мифов и загадок и овеяна многочисленными тайнами, т.к. до нашего времени дошло ничтожно мало личных вещей Прасковьи Ивановны, а ее образ воссоздается лишь на основе воспоминаний ее близких.

На выставке будут представлены раритетные вещи: каминный экран с собственноручной вышивкой Прасковьи Ивановны, уникальная бутафорская колесница из кусковского театра и театральный реквизит XVIII века. Впервые в одном выставочном пространстве будут экспонироваться практически все известные на сегодняшний день портреты графини П.И. Шереметевой. Документы из центральных архивов Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых вольная грамота, выданная Прасковье Ивановне, метрическая книга с записью о ее венчании с графом Николаем Петровичем Шереметевым, позволят посетителям немного приоткрыть завесу над тайной жизни и смерти «кусковской Золушки».

 

 

 
«Столетние отголоски» 
 
23 мая до 2 декабря 2018 года. 
4+

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» открывает выставку «Столетние отголоски», приуроченную к двум датам – 100-летнему юбилею музея и 100-летию со дня памяти последнего владельца усадьбы до революции 1917 года графа С.Д. Шереметева (1844-1918). Шесть копий с раритетных фотографий конца XIX – начала XX веков, размещенные в интерьерах Дворца, позволяют представить, как выглядели эти гостиные при жизни Сергея Дмитриевича. Название выставки заимствовано из названия сборников, изданных графом на рубеже веков, в которых он собрал разрозненные бумаги из кусковского архива, касающиеся жизни Шереметевых в XVIII и XIX столетиях. Изучая бесценные рукописные фрагменты кусковского прошлого, Сергей Дмитриевич заботился о его сохранении для потомков. В фотографиях, запечатлевших моменты повседневности и со временем становившихся отголосками ушедшей эпохи, он видел средство передачи потомкам непрерывной хроники кусковской жизни.

 

  

 

 

 
"Подсказано природой"

 25 октября 2017 года - 13 сентября 2018 года
6+

Выставка "Подсказано природой" приурочена к году Экологии в России и представляет произведения из фарфора, керамики и стекла из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века". Основой выставочного проекта стали предметы, созданные в XVII – XX веках, позволяющие продемонстрировать представления человека о сущности мира, месте человека в нем, двух "царствах" – Флоры и Фауны – неисчерпаемых источниках вдохновения для произведений художников разных эпох.

Первый раздел выставки посвящен теме четырех стихий, которые, согласно представлениям, появившимся еще в античности, лежат в основе мироздания и космической гармонии, различных природных явлений и смены времен года. Четыре первоэлемента – земля, вода, огонь и воздух – образно воплотились в работах художников по стеклу С.М. Бескинской, Д.Н. и Л.Н. Шушкановых, Л.И. Савельевой. Данный раздел дополняют предметы итальянской майолики XVII века, авторский фарфор, таких известных мастеров, как В.К. Яснецов, Б.Е. Калита, В.Н. Ольшевский. В них переданы и радость пробуждения природы весной, и звенящая тишина зимы, и время сбора урожая осенью, и яркие краски лета.

Второй раздел выставки посвящен царству Флоры, Фауны и месту Человека в нем. Посетители выставки увидят многообразие природных форм растительного и животного мира на произведениях ведущих керамических и фарфоровых предприятий Европы и России XVIII – начала XX веков. Некоторые из них наделены натуралистичным видением, отличаются тонкой проработанностью, вниманием к деталям и точностью воспроизведения природных мотивов. Другие – представляют творческий вымысел, демонстрируя неуемную фантазию исполнителей. Особое место в экспозиции занимают белые скульптуры птиц и животных в натуральную величину: "Казуар", "Золотой фазан", "Попугай Ара", "Индюк", "Козел", отлитые по старым моделям И.И. Кендлера в середине ХХ века. По заказу саксонского курфюрста Августа II предполагалось создать огромных фарфоровых зверей и птиц для галереи Японского дворца в Дрездене. Однако проект остался неосуществленным из-за больших технических трудностей, возникших при исполнении крупных произведений.

Дополняют экспозицию предметы, иллюстрирующие взаимосвязь природы и человека, каждодневного кропотливого труда простых людей: садовников, земледельцев, пастухов, кузнецов, рудокопов.

 

  

 

     

 

Скачать каталог выставки

 
 
 
 
"Мы наш, мы новый мир построим…"
6+
16 апреля 2017г. - 1 июля 2018г.

Масштабная выставка "Мы наш, мы новый мир построим…"приурочена к 100-летию Октябрьской революции. На ней представлено более 1000 работ советских мастеров керамики и стекла из собрания Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", иллюстрирующие основные вехи становления Советского государства, этапы социалистического строительства, значительные политические события ХХ века.

 В экспозиции солируют произведения художественного фарфора, демонстрирующие революционные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны, развитие науки и техники, преобразования в общественной сфере с 1917 года до начала 1990-х годов.

Тон экспозиции задают произведения агитационного фарфора известных художников С. Чехонина, Н. Данько, М. Адамовича, З. Кобылецкой. Наиболее полно представлен весь комплекс авангардных произведений В. Кандинского, К. Малевича и его учеников Н. Суетина, И. Чашника, в том числе и реплики 1980-1991 годов "Супрематический русский авангард" Л. Солодкова, "Посвящение Малевичу" В. Немухина, "Посвящение Кандинскому" Г. Шуляк.

Тематическое разнообразие позволит зрителю окунуться в атмосферу первых пятилеток. Темы индустриализации, коллективизации, стахановского движения, строительства первых станций метро представлены в работах Л. Протопоповой. А. Чекулиной, Т. Беспаловой-Михалевой. В. Корнилова, Э. Криммер. Особое место в экспозиции занимают разделы, посвященные обороне Москвы, памятным и юбилейным датам, спортивным и трудовым достижениям. Впервые будут представлены портреты руководителей государства, видных деятелей советской эпохи, военачальников, героев труда, а также произведения, выполненные по государственному заказу для отечественных и зарубежных выставок декоративно-прикладного искусства. Безусловный интерес вызовут крупнофигурные скульптуры И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, С.М. Буденного, бюсты В.И. Ленина, С.М. Кирова, К. Маркса. Эти и многие другие работы долгие годы хранились в запасниках в ожидании, когда зритель сможет оценить их высокие художественные достоинства вне довлеющего идеологического подтекста эпохи, в которую они создавались.

Большинство экспонатов выставки было произведено на крупнейших фарфоровых предприятиях СССР – Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова, Дулевском и Дмитровском фарфоровых заводах. Главные темы советского времени блестяще воплотились и в произведениях художественной керамики и стекла, также представленных на выставке.

 

"В родных стенах"
0+

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Московский Музей – усадьба Останкино представляют совместный выставочный проект «В родных стенах». В рамках данного проекта гости нашего музея могу увидеть вещи из первоначального убранства интерьеров Дворца и парковых павильонов усадьбы Кусково, которые впоследствии по желанию хозяев были перевезены в другую подмосковную усадьбу Шереметевых – Останкино.

Первыми спустя столетия в «родные стены» вернулись изящные бронзовые каминные часы, с изображением музы Истории Клио.  Согласно архивным документам 1780 – х гг. эти часы украшали Вседневную спальню графа Петра Борисовича Шереметева в кусковском Дворце.  Модель часов была изготовлена известным парижским бронзовщиком Жаном – Жозефом де Сен – Жерменом (Jean-Joseph de Saint - Geermain), часовой механизм происходит из мастерской потомственного часовых дел мастера Пьера Жиля (Pierre Gille).

В XVIII столетии Франция оставалась законодательницей мод не только в одежде, но и в предметах бытового назначения. Вещи, изготовленные из золоченной бронзы: люстры, каминные часы, канделябры, - не только дополняли меблировку интерьеров, но и демонстрировали благосостояние владельца дома, так как стоили, как и любые привозные товары того времени, достаточно дорого.

Возвращение каминных часов в «родные стены» - счастливая возможность восполнить подлинные интерьеры Вседневной спальни прекрасным образцом французского прикладного искусства второй половины XVIII века.

 

Часы каминные.

Франция, Париж.1765-1770

Мастерская Жан – Жозефа де Сен – Жермена (1719-1791)

Часовой мастер Пьер Жиль (1723-1784)

Бронза, дерево, эмаль, золочение, литье.

 

Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"

 0+ 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, -  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   -  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   -  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  -  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

 

 Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

    Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

 Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

 Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

 

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  - от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

 

  В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

   Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника   Алессио Эрарди(1669-1727).

 

 

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

   Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

 представители западноевропейских правящих династий.

 

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

 

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив). 

  Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

 

                        Л.Сягаева, А. Муковоз.  Каталог «Портретная галерея усадьбы Кусково». М.,»Трирона»,2015.- 360 с., цв. ил.                                        

  

 

 

Аудиогид "Портретная галерея усадьбы КУСКОВО. Западные монархи и правители"

 

 

 

 

 

 

Постоянные выставки

Дворец 

- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). (Закрыта до весны 2018г.)
 
Американская оранжерея
 
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII -  начала XX вв.» -  впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.

 

подробнее...

Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика