Выставки в музее

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность  заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

 

Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно

(в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок)
 
«Фарфор должен быть красивым…»
0+

В Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» открылась выставка «Фарфор должен быть красивым…», посвященная 110-летию со дня рождения Алексея Викторовича Воробьевского (1906-1992), выдающегося мастера советского фарфора, Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, Народного художника РСФСР, Кавалера ордена Трудового Красного Знамени. Творческая судьба А.В. Воробьевского связана с Государственным фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова, на котором он проработал шестьдесят пять лет.

На выставке впервые представлена богатая коллекция произведений А.В. Воробьевского из собрания «Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», включающая в себя более двухсот произведений, многие из которых экспонируются впервые.

Характерной особенностью творческого почерка художника стали филигранная, почти ювелирная роспись переплетающихся орнаментов, плотно покрывающих поверхность изделий. А.В. Воробьевский сразу проявил себя мастером неиссякаемой фантазии. В его произведениях главными темами стали фантастические пейзажи, невиданные цветы и неведомые звери. Он не изображает действительность  такой, какая она есть на самом деле, а погружает зрителя в свой собственный сказочный мир, используя декоративные восточные и русские мотивы.

Открывают выставку ранние работы художника 1927-1932 годов – тарелки «Лань» и «Цветок», а также произведения, созданные А.В. Воробьевским для юбилейных выставок первого послеоктябрьского десятилетия – сервиз «Город и деревня», блюда «Ноктюрн» и «Звезда». Оригинальность композиций и цветовых решений, цельность художественных образов и ювелирная точность каждой детали, позволяют рассматривать эти произведения как художественное явление в искусстве фарфора XX века. Уже в этих работах проявляется в полной мере масштаб дарования самобытного мастера.

В росписях А.В. Воробьевского не увидишь мотивов осени, и очень редко встречаются мотивы лета. Сюжетная ассоциативность его произведений отражает мироощущение художника, его собственный круг времени от «Зимушки-зимы» к «Золотой весне». Представленные на выставке сервизы «Зимние забавы», «Зимняя сказка», «Зимняя фантазия» погружают зрителя в волшебный мир русской зимы с ее потехами и забавами, передают волшебное предновогоднее настроение. Не менее удивительно дарит радость праздника ожидания весны и надежды ваза «Торжество весны».

Обращение к национальным корням нашло отражение в сервизах «Народные узоры» и «Русский лубок», за роспись которых на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе (1958)  А.В. Воробьевский был награжден Золотой медалью.

В экспозиции представлены декоративные вазы, для росписи которых художник использовал собственную своеобразную технику, выработанную на основе технических приемов перегородчатой эмали.

Произведения художника широко известны в России и за рубежом и являются выдающимися образцами национальной культуры, ценным наследием русского декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

Выставка «Эпоха. Стиль. Имя. Керамика, фарфор, стекло Франции»

 0+

 

В музее-усадьбе Кусково 19 октября 2016 года в павильоне Эрмитаж открывается выставка «Эпоха. Стиль. Имя. Керамика, фарфор, стекло Франции» из собрания Государственного музея керамики. Выставка приурочена к перекрестному году туризма России и Франции. Коллекция фарфора, керамики и стекла ГМК является крупнейшей в Москве, в ней содержатся экспонаты, представляющие наиболее значительные центры фарфорового, керамического и стекольного производства с середины XVI до начала XX века. Многие из них будут представлены широкому посетителю впервые. Несмотря на то, что произведения французского художественного фарфора, керамики и стекла довольно часто включаются в состав разнообразных тематических выставок музея, за последние десятилетия они не были удостоены отдельной экспозиции. Основная цель выставки продемонстрировать на примере наиболее характерных и выдающихся произведений разных эпох и художественных направлений различные периоды в работе ведущих и частных фарфоровых, керамических и стекольных предприятий Франции, показать богатейшие возможности фарфора и керамики в создании посудных форм, росписи ваз и моделировки скульптуры.

На выставке будет представлено более 350 экспонатов. Программная линия «эпоха-стиль-имя» позволяет продемонстрировать произведения наиболее значительных периодов в искусстве Франции, в некоторых случаях увидеть влияние определённых мастеров и исторических личностей на создание стиля. Кроме того, выставка представляет творчество, как знаменитых французских художников, так и малоизвестных.

На выставке можно будет увидеть предметы, редко встречающиеся в коллекциях российских музеев: «Сельские глины» Бернара Палисси, созданные во второй половине XVI века, фаянс эпохи рококо и классицизма ведущих центров Руана, Марселя, Невера, авторские произведения знаменитого художника и технолога Т. Дека. Особое место в экспозиции занимают наиболее значительные и высокохудожественные сервизные ансамбли Севрской фарфоровой мануфактуры – Сервиз с камеями и Египетский сервиз, выполненные по заказу императорских дворов России и Франции, а также первоклассные произведения лучших частных парижских заводов: Даготи, Дарт, Диля, Наста и Шельшера. Искусство французского стеклоделия представлено изделиями из многослойного стекла в технике травления Эмиля Галле, предметами, выполненными фирмой «Братья Дом» и произведениями Эжена Руссо.

Впервые широкой публике будут представлены фаянсовый декоративный фонтан, выполненный мастерами г. Сент-Тонж в XVIII веке и, специально отреставрированная к этой выставке, великолепная ваза с жанровой росписью, выполненной Ж. Свебахом на Севрской фарфоровой мануфактуре в первой четверти XIX века.

Первоклассный подбор и уникальность экспонатов будут интересны как специалистам, так и всем, кто интересуется культурой и искусством Франции. Познавательность, эмоциональность и яркость подачи материала сделают выставку доступной и понятной всем.

     

 

  

Скачать каталог выставки

 

Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"

 0+ 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, -  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   -  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   -  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  -  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

 

 Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

    Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

 Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

 Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

 

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  - от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

 

  В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

   Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника   Алессио Эрарди(1669-1727).

 

 

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

   Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

 представители западноевропейских правящих династий.

 

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

 

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив). 

  Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

 

 

Аудиогид "Портретная галерея усадьбы КУСКОВО. Западные монархи и правители"

 

 

 

«Фарфор Вербилок. 250 лет истории»

 0+

В залах Большой каменной оранжереи работает выставка «Фарфор Вербилок. 250 лет истории». Она приурочена к 250-летию основания первого частного русского фарфорового завода Ф.Я. Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, который на протяжении более двух столетий оставался одним из ведущих фарфоровых предприятий России. Основной задачей выставки является максимально полный показ лучших произведений завода из коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

На выставке представлено более 800 предметов, выпущенных предприятием в XVIII, XIX, XX веках. Они отражают основные этапы деятельности завода. Продукция XVIII столетия демонстрирует разнообразный ассортимент чайно-кофейной и столовой посуды с цветочной и сюжетной росписью. Отдельно показаны четыре Орденских сервиза, изготовленные по заказу царского двора. Уникальная коллекция скульптуры Гарднера отражает все многообразие тематики пластики того времени.

Изделия XIX века демонстрируют высокий технический и художественный уровень гарднеровской продукции. Представлены сервизы и подарочные чашки, вазы и предметы интерьера с сюжетной и декоративной росписью. Особенно интересны предметы с изображением сцен русской жизни. Русская тема нашла наиболее полное и последовательное воплощение в знаменитой гарднеровской пластике, в которой представлены различные народные типы торговцев, ремесленников и крестьян, фигуры из серии «Народы России», уличные сценки. На выставке показаны также изделия завода Гарднера из фаянса. Период конца XIX – ХХ веков представлен предметами массовой чайно-кофейной и столовой посуды, подарочными и заказными изделиями, выпускавшимися Дмитровской фабрикой Товарищества М.С. Кузнецова. 

В разделе советского периода Дмитровского фарфорового завода показаны разнообразнейшие образцы массовой чайной посуды 1930 – 1950-х годов, произведения, отражающие строительство новой жизни, предметы, выпущенные к юбилейным датам в истории страны. Среди них работы В. Федулова, А. Чекулиной, К. Тихонова, Е. Смирнова, А. Коновалова и др. Демонстрируются разнообразные по жанрам произведения ведущих скульпторов: С. Орлова, Е. Трипольской, М. Пермяк, Н. Максимченко, А. Завалова и др., анималистика Д. Горлова и С. Вайнштейн-Мишуриной. Период 1960 – 2000-х годов представлен новаторскими работами Ю. Ганрио, П. Смирнова, Ю. Золотова, Б. Калиты.

Выставка продлится до 15 января 2017 года.

 

 

 

 

 

 

Выставки

Дворец 

- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). 
 
Американская оранжерея
 
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII -  начала XX вв.» -  впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.

 

подробнее...

Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика