Прошедшие выставки

 «Эпоха. Стиль. Имя. Керамика, фарфор, стекло Франции»

 0+

В музее-усадьбе Кусково 19 октября 2016 года в павильоне Эрмитаж открывается выставка «Эпоха. Стиль. Имя. Керамика, фарфор, стекло Франции» из собрания Государственного музея керамики. Выставка приурочена к перекрестному году туризма России и Франции. Коллекция фарфора, керамики и стекла ГМК является крупнейшей в Москве, в ней содержатся экспонаты, представляющие наиболее значительные центры фарфорового, керамического и стекольного производства с середины XVI до начала XX века. Многие из них будут представлены широкому посетителю впервые. Несмотря на то, что произведения французского художественного фарфора, керамики и стекла довольно часто включаются в состав разнообразных тематических выставок музея, за последние десятилетия они не были удостоены отдельной экспозиции. Основная цель выставки продемонстрировать на примере наиболее характерных и выдающихся произведений разных эпох и художественных направлений различные периоды в работе ведущих и частных фарфоровых, керамических и стекольных предприятий Франции, показать богатейшие возможности фарфора и керамики в создании посудных форм, росписи ваз и моделировки скульптуры.

На выставке будет представлено более 350 экспонатов. Программная линия «эпоха-стиль-имя» позволяет продемонстрировать произведения наиболее значительных периодов в искусстве Франции, в некоторых случаях увидеть влияние определённых мастеров и исторических личностей на создание стиля. Кроме того, выставка представляет творчество, как знаменитых французских художников, так и малоизвестных.

На выставке можно будет увидеть предметы, редко встречающиеся в коллекциях российских музеев: «Сельские глины» Бернара Палисси, созданные во второй половине XVI века, фаянс эпохи рококо и классицизма ведущих центров Руана, Марселя, Невера, авторские произведения знаменитого художника и технолога Т. Дека. Особое место в экспозиции занимают наиболее значительные и высокохудожественные сервизные ансамбли Севрской фарфоровой мануфактуры – Сервиз с камеями и Египетский сервиз, выполненные по заказу императорских дворов России и Франции, а также первоклассные произведения лучших частных парижских заводов: Даготи, Дарт, Диля, Наста и Шельшера. Искусство французского стеклоделия представлено изделиями из многослойного стекла в технике травления Эмиля Галле, предметами, выполненными фирмой «Братья Дом» и произведениями Эжена Руссо.

Впервые широкой публике будут представлены фаянсовый декоративный фонтан, выполненный мастерами г. Сент-Тонж в XVIII веке и, специально отреставрированная к этой выставке, великолепная ваза с жанровой росписью, выполненной Ж. Свебахом на Севрской фарфоровой мануфактуре в первой четверти XIX века.

Первоклассный подбор и уникальность экспонатов будут интересны как специалистам, так и всем, кто интересуется культурой и искусством Франции. Познавательность, эмоциональность и яркость подачи материала сделают выставку доступной и понятной всем.

     

 

  

Скачать каталог выставки

 

"Элегантность по-французски"
6+
 

Музей-усадьба Кусково совместно с музеем-побратимом замком Шан-сюр-Марн (Франция) представляют выставочный проект «Элегантность по-французски». Перед посетителями Дворца на протяжении летних месяцев предстанет история в костюмах, сшитых с точным следованием образцам XVIII века. Одежда, не только дворян, но и челяди, иллюстрирует развитие моды в течение века Просвещения. Костюмы были воссозданы как можно более точно в соответствии со стилем и техникой своего времени. Они блистательно воспроизводят роскошь французского вкуса, который царил во всей Европе в XVIII веке. Куратором этого проекта стала Натали Арран – историк, создатель и коллекционер костюмов.

Во Франции XVIII века женщины и мужчины одинаково заботились об элегантности и соревновались в утонченности выкройки одежды, ее декорировании и богатстве украшений. В то время как парадные одежды и дворцовые костюмы были четко регламентированы этикетом, сама мода становилась подвластной различным новшествам: платья становились проще и короче, вдохновленные народными костюмами, загородная одежда заимствовалась из Англии, а повседневная была продиктована представлениями о Востоке. Некоторые придворные персоны с выраженным вкусом к моде, такие как мадам де Помпадур или королева Мария-Антуанетта также вносили коррективы в моду своего времени. Во времена правления Людовика XV и Людовика XVI качество и разнообразие французских тканей, а также мастерство кутюрье и портных сделали из французской утонченности эталон вкуса. Благодаря этому французская мода блистала по всей Европе. Россия также охотно перенимала ее веяния.

Выставка сорока костюмов, созданных по эскизам платьев XVIII века, а также изящных аксессуаров и модных кукол, представит посетителям разнообразный и изысканный гардероб французских модников прошлого. Приглашаем гостей музея открыть для себя необыкновенно элегантный мир французской моды века Просвещения в роскошной обстановке Дворца музея-усадьбы Кусково.

 

   

  

 

«Между прошлым и будущим: судьбы неведомые тропы»

6+

 

Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» представляет выставочный проект «Между прошлым и будущим: судьбы неведомые тропы», благодаря которому посетители смогут ознакомиться с живописным и графическим портретным собранием графов Шереметевых, хранящимся в музейных фондах. На каждом этапе проекта экспонируются два изображения одного персонажа в разных возрастах, дающие представление о его облике в «прошлом» и «будущем», выполняющие роль документальных свидетельств, отмечающих жизненные вехи.

         Открывает проект выставка «Принуждены судьбе повиноваться», название которой – строка из «Своеручных записок княгини Натальи Борисовны Долгорукой», интереснейшего мемуарного источника XVIII столетия. Два портрета автора записок, представленные рядом, позволят мысленно обратиться к многострадальному жизненному пути княгини, пути, проведенному в скитаниях и лишениях ради одного человека, «который того стоил, чтоб за любовь жизнию своею заплатить». На первом портрете юная Наталья (1714-1771) – старшая дочь графа-фельдмаршала Б.П. Шереметева – изображена в краткий период своего счастья, вероятно, перед обручением с фаворитом императора Петра II, князем Иваном Алексеевичем Долгоруким. Рядом портрет Натальи в облике схимонахини Нектарии, указующей на свиток со строками из Псалтири, удивительно отражающими ее земной путь.

Почти сорок лет разделяют два образа Натальи Долгорукой, сорок лет, которые вместили обручение в присутствии императорской фамилии, смерть Петра II от оспы, опалу княжеской семьи Долгоруких при Анне Иоанновне, скромное венчание под Москвой, долгое странствие с мужем в сибирскую ссылку, смерть среднего сына, возвращение в Москву с двумя сыновьями после казни мужа, пострижение в монахини во Флоровском женском монастыре Киева и, наконец, принятие в 1767 году схимы.

Два портретных образа – словно первая и последняя страницы жития княгини, между которыми сорок долгих лет под знаком Чести, Долга и Любви. Дополнят выставку «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой» 1913 года издания, напечатанные на средства графа Сергея Дмитриевича Шереметева.

 

 

"Гротемо"
Ракушечная скульптура и панно XVIII века.
0+

Выставка посвящена собирательному образу произведений, выполненных из раковин и перламутра – редкому в России виду изобразительного и декоративного искусства из собрания графов Шереметевых.

Собрание гротических украшений, хранящихся сегодня в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», является поистине раритетным и не имеющим аналогов в России. Оно насчитывает десять скульптур и три панно.  Жанровые ракушечные скульптуры предназначались для украшения кусковского Грота – паркового павильона, имитирующего подводную пещеру. Коллекция экспонируется в преддверии предстоящей реставрации архитектурного памятника и гротической скульптуры. Зрителям предоставляется редкая возможность увидеть коллекцию вне исторического интерьера, оценить ее  художественные достоинства, редкость материалов и уровень мастерства.

 

Скачать каталог выставки

 

  

 

«Комод французской королевы Марии – Антуанетты».

 

 0+

 

Судьба предметов порой не менее причудлива и трагична, чем судьба их владельцев. Доказательством этого утверждения служит «биография» французского комода, чья история начинается в великолепном Версале времен правления Людовика XVI. В 1786 г. супруга короля, большая поклонница роскоши и моды, Мария – Антуанетта, решает «обновить» обстановку своего дворца Малый Трианон. В отличие от официальных королевских апартаментов, в комнатах Малого Трианона все было сделано согласно личному вкусу хозяйки – королевы. В 1788 г. мастеру Фердинанду Швердфегеру поступает королевский заказ на изготовление стола, консоли и комода, которые должны были стать изящным дополнением самой приватной комнаты во всем дворце – Спальни королевы. После Революции 1789 г., судьба короля Людовика XVI и его семьи сложилась трагически: арест, тюрьма, гильотина…

 

 А вещи, которые некогда символизировали богатство и власть своих владельцев были  распроданы на аукционах. Таким образом, предметы из единого гарнитура Швердфегера, были разъединены. По странному стечению обстоятельств все они оказались в России у частных владельцев. После ряда сделок купли-продажи консоль и стол все же вернулись в Малый Трианон.

 

  Наиболее загадочной представляется судьба комода: многие годы его «странствий» покрыты завесой тайны. В усадьбу Кусково комод «переезжает» вместе с Государственным музеем керамики в 1932 г. И здесь начинается новая страница его истории.

 

 

 

 

Комод. 

Франция, Париж, 1788 г. 

Мастер Фердинанд  Швердфегер. (Ferdinand Schwerdfeger) (1734-1818)

 

"Птицы, звери и цветы"

 0+

 

"Птицы, звери и цветы" – это арт-проект членов секции декоративно-прикладного искусства Московского Союза художников, приуроченный к Году экологии. На выставке будут представлены творческие работы на тему флоры и фауны. Природа традиционно является естественным источником вдохновения и творческих интерпретаций для художников разных направлений, стремящихся приблизиться к ее совершенству. В Год экологии эта тема особенно актуальна. В павильоне Грот, интерьеры которого отражают экзотическое очарование водной стихии, будут представлены авторские произведения художников керамики и стекла. Созданные ими образы зверей, птиц и цветов в разнообразных техниках и материалах, вызывают позитивные эмоции, будоражат воображение. Выставка, безусловно, заинтересует представителей всех возрастов. Взрослые смогут оценить яркие проявления фантазии и тонкости художественного мастерства авторов, а дети с удовольствием встретятся не только с узнаваемыми птицами и животными, но и с необычными существами придуманными художниками, образы которых навеяны сказками, мифами и легендами.

 

 

«Фарфор должен быть красивым…»
0+
 

В Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» открылась выставка «Фарфор должен быть красивым…», посвященная 110-летию со дня рождения Алексея Викторовича Воробьевского (1906-1992), выдающегося мастера советского фарфора, Лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, Народного художника РСФСР, Кавалера ордена Трудового Красного Знамени. Творческая судьба А.В. Воробьевского связана с Государственным фарфоровым заводом имени М.В. Ломоносова, на котором он проработал шестьдесят пять лет.

На выставке впервые представлена богатая коллекция произведений А.В. Воробьевского из собрания «Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», включающая в себя более двухсот произведений, многие из которых экспонируются впервые.

Характерной особенностью творческого почерка художника стали филигранная, почти ювелирная роспись переплетающихся орнаментов, плотно покрывающих поверхность изделий. А.В. Воробьевский сразу проявил себя мастером неиссякаемой фантазии. В его произведениях главными темами стали фантастические пейзажи, невиданные цветы и неведомые звери. Он не изображает действительность  такой, какая она есть на самом деле, а погружает зрителя в свой собственный сказочный мир, используя декоративные восточные и русские мотивы.

Открывают выставку ранние работы художника 1927-1932 годов – тарелки «Лань» и «Цветок», а также произведения, созданные А.В. Воробьевским для юбилейных выставок первого послеоктябрьского десятилетия – сервиз «Город и деревня», блюда «Ноктюрн» и «Звезда». Оригинальность композиций и цветовых решений, цельность художественных образов и ювелирная точность каждой детали, позволяют рассматривать эти произведения как художественное явление в искусстве фарфора XX века. Уже в этих работах проявляется в полной мере масштаб дарования самобытного мастера.

В росписях А.В. Воробьевского не увидишь мотивов осени, и очень редко встречаются мотивы лета. Сюжетная ассоциативность его произведений отражает мироощущение художника, его собственный круг времени от «Зимушки-зимы» к «Золотой весне». Представленные на выставке сервизы «Зимние забавы», «Зимняя сказка», «Зимняя фантазия» погружают зрителя в волшебный мир русской зимы с ее потехами и забавами, передают волшебное предновогоднее настроение. Не менее удивительно дарит радость праздника ожидания весны и надежды ваза «Торжество весны».

Обращение к национальным корням нашло отражение в сервизах «Народные узоры» и «Русский лубок», за роспись которых на Всемирной художественно-промышленной выставке в Брюсселе (1958)  А.В. Воробьевский был награжден Золотой медалью.

В экспозиции представлены декоративные вазы, для росписи которых художник использовал собственную своеобразную технику, выработанную на основе технических приемов перегородчатой эмали.

Произведения художника широко известны в России и за рубежом и являются выдающимися образцами национальной культуры, ценным наследием русского декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

Скачать каталог выставки

 

«Фарфор Вербилок. 250 лет истории»

 

 0+

 

В залах Большой каменной оранжереи работает выставка «Фарфор Вербилок. 250 лет истории». Она приурочена к 250-летию основания первого частного русского фарфорового завода Ф.Я. Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии, который на протяжении более двух столетий оставался одним из ведущих фарфоровых предприятий России. Основной задачей выставки является максимально полный показ лучших произведений завода из коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

 

На выставке представлено более 800 предметов, выпущенных предприятием в XVIII, XIX, XX веках. Они отражают основные этапы деятельности завода. Продукция XVIII столетия демонстрирует разнообразный ассортимент чайно-кофейной и столовой посуды с цветочной и сюжетной росписью. Отдельно показаны четыре Орденских сервиза, изготовленные по заказу царского двора. Уникальная коллекция скульптуры Гарднера отражает все многообразие тематики пластики того времени.

 

Изделия XIX века демонстрируют высокий технический и художественный уровень гарднеровской продукции. Представлены сервизы и подарочные чашки, вазы и предметы интерьера с сюжетной и декоративной росписью. Особенно интересны предметы с изображением сцен русской жизни. Русская тема нашла наиболее полное и последовательное воплощение в знаменитой гарднеровской пластике, в которой представлены различные народные типы торговцев, ремесленников и крестьян, фигуры из серии «Народы России», уличные сценки. На выставке показаны также изделия завода Гарднера из фаянса. Период конца XIX – ХХ веков представлен предметами массовой чайно-кофейной и столовой посуды, подарочными и заказными изделиями, выпускавшимися Дмитровской фабрикой Товарищества М.С. Кузнецова. 

 

В разделе советского периода Дмитровского фарфорового завода показаны разнообразнейшие образцы массовой чайной посуды 1930 – 1950-х годов, произведения, отражающие строительство новой жизни, предметы, выпущенные к юбилейным датам в истории страны. Среди них работы В. Федулова, А. Чекулиной, К. Тихонова, Е. Смирнова, А. Коновалова и др. Демонстрируются разнообразные по жанрам произведения ведущих скульпторов: С. Орлова, Е. Трипольской, М. Пермяк, Н. Максимченко, А. Завалова и др., анималистика Д. Горлова и С. Вайнштейн-Мишуриной. Период 1960 – 2000-х годов представлен новаторскими работами Ю. Ганрио, П. Смирнова, Ю. Золотова, Б. Калиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 сентября 2015 года в Большой каменной Оранжерее открылась выставка работ художника Валентина Розанова

Валентин Розанов  свою творческую деятельность начал в 19 лет и  прошел плодотворный путь от исполнителя по росписи  до главного художника фарфорового производства. Гжельский народный художественный промысел обогатил мастера многовековой традицией и стал его судьбой . Более 40 лет художник посвятил развитию гжельского фарфора. Мастер являлся главным художником на Производственном объединении "Гжель", когда самобытные фарфоровые изделия получили наибольшую популярность и настоящее признание. Именно в то время Гжель, имеющая давние художественные традиции, стала одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного  искусства. В.Розанов привнес в художественный фарфор блестящее мастерство художника-производственника, незаурядный  творческий темперамент умного, пытливого и талантливого человека, тепло своей доброй души. Им выполнено более 500 работ в фарфоре и керамике. Многие из них сейчас уже являются классикой русского фарфора и находятся в самых престижных музеях страны: Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики и Усадьба Кусково ХVIIIв. и многих других. В своем творчестве художник Валентин Розанов оказался сопричастен многовековой истории русского керамического иконостаса, которая началась с уникальных иконостасов Ново-Иерусалимского монастыря, поставленных по приказу патриарха Никона в 1650-х гг. Валентин Розанов работал над уникальным проектом в «Объединении Гжель», решая сложные конструктивные, технологические и художественные задачи. Фарфоровый иконостас в виде образа русского храма с золочеными куполами и многоцветными райскими мотивами на стенах придает высокое звучание выраженной в нем идее «храма в храме». Неувядаемость красок и долговечность материала делают выбор художника безусловным, напоминая о вечности.

 

  Передвижные выставки на фотоматериалах«Наследник славы родовой» (Граф Н.П.Шереметев) 

   Выставка посвящена одному из крупнейших государственных, общественных и культурных деятелей России XYIII века. На материале фотокопий  экспонатов из собраний ГМК и «Усадьба Кусково XYIII века» рассказывается о Н.П.Шереметеве (1751-1809) - представителе старинного дворянского рода, его государственной службе и благотворительности. Широко известные и впервые представленные экспонаты, представляют Н.П.Шереметева  как мецената, собирателя художественных коллекций, владельца одного из лучших крепостных театров в России. 30 фотокопий (8 стеклопакетов);« Портретная галерея усадьбы Кусково» - Передвижной вариант выставки (см.выше) на фотокопиях экспонатов из фондов музея. 100 произведений на планшетах из пенокартона;«Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».  К 85-летию музея - Крупноформатные фотографии дают представление об одном из старейших музеев Москвы. Видовые изображения  вводят в мир «летней загородной увеселительной резиденции» графов Шереметевых   с уникальными по сохранности интерьерами кусковского Дворца.

   Портретные воспроизведения знакомят с владельцами усадьбы Кусково. Композиции из произведений фарфора и стекла рассказывают о единственном в стране специализированном музее керамики. 24 фотографии; «Образ и форма» ( Россия - Германия: из истории художественных связей) - Выставка произведений немецкой художественной школы из собрания музея раскрывает важную особенность развития русского искусства, в котором было весьма значительно влияние  иностранцев – как в импорте непосредственно художественной продукции, так и творчестве немецких мастеров в России. Живопись, в основном, представлена портретами кисти именитых и малоизвестных художников: И.Таннауэра, Х.Зейбольда, Франкарта, Ф.Липпольда, Г. Швейкхардта, К.Христинека. В этот раздел  включены и портреты художников иных школ, запечатлевших державных и знаменитых в европейской истории немцев: Фридриха Великого, герцогов Мекленбург-Шверинского, Гессен-Гомбургского, Готторбского, Брауншвейгского, немецких принцесс на русском троне и др. Выставка познакомит и с небольшой, но разнообразной по жанрам коллекцией немецкой графики, включающей гравированные портреты, ведуты, пейзажи, альбом карикатур.Экспозиция дополнится произведениями художественной мебели из собрания музея и изысканными предметами декоративно-прикладного искусства: керамикой, фарфором и стеклом. 100 произведений; «Портретная галерея усадьбы Кусково» - Выставка знакомит с одним из интереснейших явлений культурной жизни России XVIII века – усадебной портретной галереей музея «Кусково», бывшей летней загородной увеселительной резиденции графов Шереметевых.  Это первое в России собрание портретов «славных особ», основанное в середине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым. В коллекции представлены портреты русских царей и императоров XVI – XVIII веков, видных военных и государственных деятелей, иностранных монархов, а также портреты владельцев усадьбы. Значительное место в собрании занимают портреты известных лиц эпохи Петра I.Выставка отражает своеобразие усадебной коллекции: в ее составе портреты, выполненные русскими крепостными художниками И.Аргуновым, В.Аравицким, А.Шемаевым и неизвестными мастерами, копирующими ранние оригиналы; работы известных западноевропейских живописцев А.Рослина, Ф.Липпольда, Г.Швейкхардта. Уникальная коллекция, сохранившаяся почти полностью, дает представление не только о художественных особенностях русского портрета XVIII века, но и является своеобразным памятником эпохи, «историей в лицах».Предлагается передвижной вариант выставки на фотокопиях экспонатов из фондов музея. 100 произведений на планшетах из пенокартона.

 

19 декабря 2013 г. в отреставрированном павильоне Эрмитаж была открыта новая выставка:

 
"Невозвратный мираж пасторального рая…" Галантный век в фарфоре
          
Она посвящена историческим реалиям и увлечениям XVIII века, разносторонне показанным сквозь призму искусства фарфора из богатейшей коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». На выставке демонстрируются произведения крупнейших европейских мануфактур ХVIII – начала XIX веков: Мейсена, Севра, Берлина, Франкенталя, Хёхста, заводов Парижа и других предприятий.
Экспозиция выставки создает особую атмосферу, напоминающую о назначении павильона и характере проходивших там приемов, а также дает возможность проследить влияние образцов галантного века на искусство XIX столетия.
На выставке представлен ряд знаменитых сервизов XVIII века, история создания и бытования которых отражает межгосударственные и личностные отношения. Это Андреевский сервиз (Мейсен, 1745 г.) – подарок саксонского курфюрста Августа III российской императрице Елизавете Петровне; Охотничий сервиз (Мейсен, 1768 г.), подаренный Екатериной II графу Г.Г. Орлову; и Сервиз с камеями (Севр, 1779 г.), заказанный Екатериной II для князя  Г.А. Потемкина.
Сквозная тема выставки – сервизы для завтрака  (дежене от фр. – dejeuner) на одну или две персоны, ставшие наиболее ярким воплощениям изящества, тонкого вкуса, гармонии утилитарного и художественного в фарфоре ХVIII века.
Изящная фарфоровая пластика, ставшая символом XVIII века, представлена творениями выдающихся мастеров: И.И. Кендлера («Скарамуш и Коломбина», «Нескромный Арлекин», Мейсен) и Э.-М. Фальконе («Грозящий Амур», «Психея», «Пигмалион и Галатея», Севр). Особый интерес представляют образы конкретных исторических персонажей: знаменитой французской танцовщицы Камарго и английской актрисы Пэг Воффингтон, изображенной в виде сфинкса.
Галантный век невозможно представить без всевозможных мелочей, наполнявших быт человека: флаконов для духов, игольников, мушечниц, табакерок, набалдашников для тростей и пр. Эти галантерейные предметы выпускались почти всеми фарфоровыми предприятиями. Особую известность приобрели миниатюрные изделия английского завода Челси.
На первом этаже Эрмитажа демонстрируется фарфор XIX века, выполненный в традициях прошлого столетия с использованием образов галантной эпохи: вазы, сервизы, предметы мебели.
Экспозиция дополнена фотокопиями гравюр из собраний Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург (фотографы Н.Н. Антонова, И.Э. Регентова), Британского музея, Лондон и Государственного исторического музея, Москва.
Важной составляющей презентации выставки является презентация отреставрированных интерьеров павильона Эрмитаж. С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное  убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Реставрация Эрмитажа стала возможной благодаря поддержке Департамента культуры г. Москвы и усилиям специалистов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (главный архитектор проекта Т.П. Никитина.). Восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница. Плафоны кабинетов и обрамляющие их круглые дубовые рамы возрождены специалистами «Межобластного Научно-реставрационного художественного управления». Их трудами под руководством художника-реставратора высшей квалификации М.Г. Чистякова восстановлена живописная падуга вокруг утраченного центрального плафона.
На конкурсе «Московская реставрация – 2013», организованном Департаментом культурного наследия г. Москвы, павильон Эрмитаж стал победителем в номинации «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ»

 

«Фарфор и книга здесь в согласьи…»

Выставка «Фарфор и книга здесь в согласьи…», приуроченная к проходящему в России Году литературы, в павильоне Эрмитаж. На выставке были представлены самые разнообразные произведения художественного фарфора и керамики из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» на мифологические, библейские, сказочные и литературные сюжеты. Задача выставки – в век информатизации и погруженности в виртуальный мир, приобщить массового зрителя к волшебному миру литературы средствами искусства керамики. Книжные герои известны в основном по графическим изображениям, но в керамике возможно создавать и объемно-пространственные иллюстрации.

Экспонаты выставки выполнены в разное время, на различных заводах или в художественных мастерских, что дает представление о формировании в декоративном искусстве такого жанра, как литературный сюжет. К этому жанру обращались и античные художники, и мастера эпохи Возрождения, и художники галантного XVIII века, и современные авангардные авторы.

Экспонирующиеся на выставке античные вазы, итальянская майолика, русский и зарубежный фарфор дают исторически точное представление о тенденциях, моде и вкусах, царивших среди любителей чтения, на протяжении довольно длительного временного отрезка от дохристианских времен до наших дней. Многие из экспонатов крайне редко встречаются в музейных собраниях. Так, например, керамику «Серебряного века» на выставке представляют произведения М. Врубеля, выполненные по мотивам пьесы А.Н. Островского «Снегурочка».

Живой контакт с раритетами, атмосфера выставки – это мощное средство воздействия на зрителя, побуждающее вернуться к чтению как хорошо известных книг, так и уже почти забытых.

 

«Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи»

В выставочном помещении Дворца была открыта выставка «Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи».

Процесс формирования архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кусково занял немногим менее полувека. Со дня заложения первого камня в основании кусковского храма в 1739 году, в усадьбе беспрестанно продолжались архитектурные работы. Воплощением самых смелых затей владельца занимались талантливые русские архитекторы: К.И. Бланк, Ю.И. Кологривов, Ф.С. Аргунов, А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин. В 1770-х годах Кусково достигло своего рассвета став одним из наиболее ярких образцов загородного «увеселительного дома».

Представленные на выставке картины, гравюры, чертежи, мебель и макеты – всего около 50 экспонатов – дают возможность познакомиться с историческим обликом усадьбы, архитектурным своеобразием каждой из построек. 

Впервые за последнее столетие на одной выставке полностью представлены две уникальные серии видов усадьбы Кусково из коллекций Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Московского музея-усадьбы Останкино. Живописная серия была выполнена неизвестным русским художником в 1768-1771 гг., гравюры создавались в 1771-1780 гг. в Париже и Санкт-Петербурге. Экспозиция выставки дополнена редким предметом мебели работы мастера Н. Васильева. На столешнице стола для хранения нот и гравюр в технике маркетри выполнена панорама усадьбы Кусково.

 

 

 

 

 

 


         


Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика