Прошедшие выставки

11 сентября 2015 года в Большой каменной Оранжерее открылась выставка работ художника Валентина Розанова

Валентин Розанов  свою творческую деятельность начал в 19 лет и  прошел плодотворный путь от исполнителя по росписи  до главного художника фарфорового производства. Гжельский народный художественный промысел обогатил мастера многовековой традицией и стал его судьбой . Более 40 лет художник посвятил развитию гжельского фарфора. Мастер являлся главным художником на Производственном объединении "Гжель", когда самобытные фарфоровые изделия получили наибольшую популярность и настоящее признание. Именно в то время Гжель, имеющая давние художественные традиции, стала одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного  искусства. В.Розанов привнес в художественный фарфор блестящее мастерство художника-производственника, незаурядный  творческий темперамент умного, пытливого и талантливого человека, тепло своей доброй души. Им выполнено более 500 работ в фарфоре и керамике. Многие из них сейчас уже являются классикой русского фарфора и находятся в самых престижных музеях страны: Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Государственном музее керамики и Усадьба Кусково ХVIIIв. и многих других. В своем творчестве художник Валентин Розанов оказался сопричастен многовековой истории русского керамического иконостаса, которая началась с уникальных иконостасов Ново-Иерусалимского монастыря, поставленных по приказу патриарха Никона в 1650-х гг. Валентин Розанов работал над уникальным проектом в «Объединении Гжель», решая сложные конструктивные, технологические и художественные задачи. Фарфоровый иконостас в виде образа русского храма с золочеными куполами и многоцветными райскими мотивами на стенах придает высокое звучание выраженной в нем идее «храма в храме». Неувядаемость красок и долговечность материала делают выбор художника безусловным, напоминая о вечности.

 

  Передвижные выставки на фотоматериалах«Наследник славы родовой» (Граф Н.П.Шереметев) 

   Выставка посвящена одному из крупнейших государственных, общественных и культурных деятелей России XYIII века. На материале фотокопий  экспонатов из собраний ГМК и «Усадьба Кусково XYIII века» рассказывается о Н.П.Шереметеве (1751-1809) - представителе старинного дворянского рода, его государственной службе и благотворительности. Широко известные и впервые представленные экспонаты, представляют Н.П.Шереметева  как мецената, собирателя художественных коллекций, владельца одного из лучших крепостных театров в России. 30 фотокопий (8 стеклопакетов);« Портретная галерея усадьбы Кусково» - Передвижной вариант выставки (см.выше) на фотокопиях экспонатов из фондов музея. 100 произведений на планшетах из пенокартона;«Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».  К 85-летию музея - Крупноформатные фотографии дают представление об одном из старейших музеев Москвы. Видовые изображения  вводят в мир «летней загородной увеселительной резиденции» графов Шереметевых   с уникальными по сохранности интерьерами кусковского Дворца.

   Портретные воспроизведения знакомят с владельцами усадьбы Кусково. Композиции из произведений фарфора и стекла рассказывают о единственном в стране специализированном музее керамики. 24 фотографии; «Образ и форма» ( Россия - Германия: из истории художественных связей) - Выставка произведений немецкой художественной школы из собрания музея раскрывает важную особенность развития русского искусства, в котором было весьма значительно влияние  иностранцев – как в импорте непосредственно художественной продукции, так и творчестве немецких мастеров в России. Живопись, в основном, представлена портретами кисти именитых и малоизвестных художников: И.Таннауэра, Х.Зейбольда, Франкарта, Ф.Липпольда, Г. Швейкхардта, К.Христинека. В этот раздел  включены и портреты художников иных школ, запечатлевших державных и знаменитых в европейской истории немцев: Фридриха Великого, герцогов Мекленбург-Шверинского, Гессен-Гомбургского, Готторбского, Брауншвейгского, немецких принцесс на русском троне и др. Выставка познакомит и с небольшой, но разнообразной по жанрам коллекцией немецкой графики, включающей гравированные портреты, ведуты, пейзажи, альбом карикатур.Экспозиция дополнится произведениями художественной мебели из собрания музея и изысканными предметами декоративно-прикладного искусства: керамикой, фарфором и стеклом. 100 произведений; «Портретная галерея усадьбы Кусково» - Выставка знакомит с одним из интереснейших явлений культурной жизни России XVIII века – усадебной портретной галереей музея «Кусково», бывшей летней загородной увеселительной резиденции графов Шереметевых.  Это первое в России собрание портретов «славных особ», основанное в середине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым. В коллекции представлены портреты русских царей и императоров XVI – XVIII веков, видных военных и государственных деятелей, иностранных монархов, а также портреты владельцев усадьбы. Значительное место в собрании занимают портреты известных лиц эпохи Петра I.Выставка отражает своеобразие усадебной коллекции: в ее составе портреты, выполненные русскими крепостными художниками И.Аргуновым, В.Аравицким, А.Шемаевым и неизвестными мастерами, копирующими ранние оригиналы; работы известных западноевропейских живописцев А.Рослина, Ф.Липпольда, Г.Швейкхардта. Уникальная коллекция, сохранившаяся почти полностью, дает представление не только о художественных особенностях русского портрета XVIII века, но и является своеобразным памятником эпохи, «историей в лицах».Предлагается передвижной вариант выставки на фотокопиях экспонатов из фондов музея. 100 произведений на планшетах из пенокартона.

 

19 декабря 2013 г. в отреставрированном павильоне Эрмитаж была открыта новая выставка:

 
"Невозвратный мираж пасторального рая…" Галантный век в фарфоре
          
Она посвящена историческим реалиям и увлечениям XVIII века, разносторонне показанным сквозь призму искусства фарфора из богатейшей коллекции Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». На выставке демонстрируются произведения крупнейших европейских мануфактур ХVIII – начала XIX веков: Мейсена, Севра, Берлина, Франкенталя, Хёхста, заводов Парижа и других предприятий.
Экспозиция выставки создает особую атмосферу, напоминающую о назначении павильона и характере проходивших там приемов, а также дает возможность проследить влияние образцов галантного века на искусство XIX столетия.
На выставке представлен ряд знаменитых сервизов XVIII века, история создания и бытования которых отражает межгосударственные и личностные отношения. Это Андреевский сервиз (Мейсен, 1745 г.) – подарок саксонского курфюрста Августа III российской императрице Елизавете Петровне; Охотничий сервиз (Мейсен, 1768 г.), подаренный Екатериной II графу Г.Г. Орлову; и Сервиз с камеями (Севр, 1779 г.), заказанный Екатериной II для князя  Г.А. Потемкина.
Сквозная тема выставки – сервизы для завтрака  (дежене от фр. – dejeuner) на одну или две персоны, ставшие наиболее ярким воплощениям изящества, тонкого вкуса, гармонии утилитарного и художественного в фарфоре ХVIII века.
Изящная фарфоровая пластика, ставшая символом XVIII века, представлена творениями выдающихся мастеров: И.И. Кендлера («Скарамуш и Коломбина», «Нескромный Арлекин», Мейсен) и Э.-М. Фальконе («Грозящий Амур», «Психея», «Пигмалион и Галатея», Севр). Особый интерес представляют образы конкретных исторических персонажей: знаменитой французской танцовщицы Камарго и английской актрисы Пэг Воффингтон, изображенной в виде сфинкса.
Галантный век невозможно представить без всевозможных мелочей, наполнявших быт человека: флаконов для духов, игольников, мушечниц, табакерок, набалдашников для тростей и пр. Эти галантерейные предметы выпускались почти всеми фарфоровыми предприятиями. Особую известность приобрели миниатюрные изделия английского завода Челси.
На первом этаже Эрмитажа демонстрируется фарфор XIX века, выполненный в традициях прошлого столетия с использованием образов галантной эпохи: вазы, сервизы, предметы мебели.
Экспозиция дополнена фотокопиями гравюр из собраний Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург (фотографы Н.Н. Антонова, И.Э. Регентова), Британского музея, Лондон и Государственного исторического музея, Москва.
Важной составляющей презентации выставки является презентация отреставрированных интерьеров павильона Эрмитаж. С течением времени и в событиях истории практически полностью было утрачено его декоративное  убранство, детали резьбы, стенные панели, зеркала. До наших дней сохранились лишь наборный паркет в круглых кабинетах, а также фрагменты плафонной росписи второго этажа.
Реставрация Эрмитажа стала возможной благодаря поддержке Департамента культуры г. Москвы и усилиям специалистов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (главный архитектор проекта Т.П. Никитина.). Восстановлены архитектура и скульптура фасадов, отреставрированы паркеты и лестница. Плафоны кабинетов и обрамляющие их круглые дубовые рамы возрождены специалистами «Межобластного Научно-реставрационного художественного управления». Их трудами под руководством художника-реставратора высшей квалификации М.Г. Чистякова восстановлена живописная падуга вокруг утраченного центрального плафона.
На конкурсе «Московская реставрация – 2013», организованном Департаментом культурного наследия г. Москвы, павильон Эрмитаж стал победителем в номинации «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ»

 

«Фарфор и книга здесь в согласьи…»

Выставка «Фарфор и книга здесь в согласьи…», приуроченная к проходящему в России Году литературы, в павильоне Эрмитаж. На выставке были представлены самые разнообразные произведения художественного фарфора и керамики из собрания Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» на мифологические, библейские, сказочные и литературные сюжеты. Задача выставки – в век информатизации и погруженности в виртуальный мир, приобщить массового зрителя к волшебному миру литературы средствами искусства керамики. Книжные герои известны в основном по графическим изображениям, но в керамике возможно создавать и объемно-пространственные иллюстрации.

Экспонаты выставки выполнены в разное время, на различных заводах или в художественных мастерских, что дает представление о формировании в декоративном искусстве такого жанра, как литературный сюжет. К этому жанру обращались и античные художники, и мастера эпохи Возрождения, и художники галантного XVIII века, и современные авангардные авторы.

Экспонирующиеся на выставке античные вазы, итальянская майолика, русский и зарубежный фарфор дают исторически точное представление о тенденциях, моде и вкусах, царивших среди любителей чтения, на протяжении довольно длительного временного отрезка от дохристианских времен до наших дней. Многие из экспонатов крайне редко встречаются в музейных собраниях. Так, например, керамику «Серебряного века» на выставке представляют произведения М. Врубеля, выполненные по мотивам пьесы А.Н. Островского «Снегурочка».

Живой контакт с раритетами, атмосфера выставки – это мощное средство воздействия на зрителя, побуждающее вернуться к чтению как хорошо известных книг, так и уже почти забытых.

 

«Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи»

В выставочном помещении Дворца была открыта выставка «Архитектурная линия. Виды усадьбы Кусково в графике и живописи».

Процесс формирования архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Кусково занял немногим менее полувека. Со дня заложения первого камня в основании кусковского храма в 1739 году, в усадьбе беспрестанно продолжались архитектурные работы. Воплощением самых смелых затей владельца занимались талантливые русские архитекторы: К.И. Бланк, Ю.И. Кологривов, Ф.С. Аргунов, А.Ф. Миронов и Г.Е. Дикушин. В 1770-х годах Кусково достигло своего рассвета став одним из наиболее ярких образцов загородного «увеселительного дома».

Представленные на выставке картины, гравюры, чертежи, мебель и макеты – всего около 50 экспонатов – дают возможность познакомиться с историческим обликом усадьбы, архитектурным своеобразием каждой из построек. 

Впервые за последнее столетие на одной выставке полностью представлены две уникальные серии видов усадьбы Кусково из коллекций Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Московского музея-усадьбы Останкино. Живописная серия была выполнена неизвестным русским художником в 1768-1771 гг., гравюры создавались в 1771-1780 гг. в Париже и Санкт-Петербурге. Экспозиция выставки дополнена редким предметом мебели работы мастера Н. Васильева. На столешнице стола для хранения нот и гравюр в технике маркетри выполнена панорама усадьбы Кусково.

 

 

 

 

 

 


         


Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика