Выставки в музее

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность  заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

 

Каждое 3-е воскресенье месяца музей работает бесплатно

(в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок)
 
 

«Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло»

25 января - 14 октября 2019г.

Спустя 100 лет после национализации коллекций русского искусства московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857-1934), музей впервые обратился к выставочному проекту, призванному отдать дань одному из выдающихся деятелей отечественной культуры. Его имя долгое время оставалось «в тени» известных меценатов Морозовых и заслуги его в художественной истории России до сих пор не получили достойной оценки.

Выставка впервые представляет в максимальном объеме основные разделы «фарфорового» собрания А.В. Морозова – русский фарфор, керамику и стекло. Именно они стали основой Государственного музея керамики, в 1932 году переведенного в усадьбу Кусково. В 1920-1930-е годы в состав музея керамики вошли и другие частные коллекции, но собрание Алексея Викуловича до сих пор остается самым крупным из них и является фондообразующим для музея.

На выставке экспонируются фото- и графические изображения А.В.Морозова, архивные документы, связанные с национализацией коллекции и деятельностью Алексея Викуловича на первых этапах создания музея. Особый интерес представляют выдержки из его дневника и одна из книг научного описания коллекции, составленного им самим.

  

Самый большой раздел выставки посвящен собранию русского фарфора, которое сам владелец охарактеризовал «выдающимся по полноте и историко-бытовому значению». Эта часть экспозиции представляет широчайшую ретроспективу русского фарфора XVIII – ХIХ веков в собрании Морозова: первоклассные произведения Императорского завода, фарфор всех крупнейших частных заводов – Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Корниловых, редкие изделия малоизвестных фабрик. Интересен коллекционный подбор фарфоровой пластики практически всех известных русских заводов, начиная от ранних скульптурных произведений Императорского и гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала ХХ века.

Не менее художественно ценны и разнообразны собрания керамики и стекла А.В.Морозова. В экспозиции представлены редкие образцы фаянсовой и майоликовой скульптуры, произведения Императорского Киево-Межигорского фаянсового завода и лучших частных заводов: Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева.

Небольшая коллекция русского стекла довольно полно представляет ключевые для истории стекла темы и охватывает временной период с середины XVIII до начала ХХ века.

Дополняют собрание русского стекла А.В.Морозова несколько предметов, относящихся к образцам зарубежного стеклоделия, среди которых выделяются швейцарские кабинетные витражи конца XVI – первой четверти XVII века – несомненные раритеты не только коллекции А.В.Морозова, но и российских музейных собраний.

  

 

 Каталог выставки в "Коллекции онлайн"

 
 
 
 
"В родных стенах"
0+

 «Музей-усадьба Кусково» и Московский Музей – усадьба Останкино представляют совместный выставочный проект «В родных стенах». В рамках данного проекта гости нашего музея могу увидеть вещи из первоначального убранства интерьеров Дворца и парковых павильонов усадьбы Кусково, которые впоследствии по желанию хозяев были перевезены в другую подмосковную усадьбу Шереметевых – Останкино.

Первыми спустя столетия в «родные стены» вернулись изящные бронзовые каминные часы, с изображением музы Истории Клио.  Согласно архивным документам 1780 – х гг. эти часы украшали Вседневную спальню графа Петра Борисовича Шереметева в кусковском Дворце.  Модель часов была изготовлена известным парижским бронзовщиком Жаном – Жозефом де Сен – Жерменом (Jean-Joseph de Saint - Geermain), часовой механизм происходит из мастерской потомственного часовых дел мастера Пьера Жиля (Pierre Gille).

В XVIII столетии Франция оставалась законодательницей мод не только в одежде, но и в предметах бытового назначения. Вещи, изготовленные из золоченной бронзы: люстры, каминные часы, канделябры, - не только дополняли меблировку интерьеров, но и демонстрировали благосостояние владельца дома, так как стоили, как и любые привозные товары того времени, достаточно дорого.

Возвращение каминных часов в «родные стены» - счастливая возможность восполнить подлинные интерьеры Вседневной спальни прекрасным образцом французского прикладного искусства второй половины XVIII века.

 

Часы каминные.

Франция, Париж.1765-1770

Мастерская Жан – Жозефа де Сен – Жермена (1719-1791)

Часовой мастер Пьер Жиль (1723-1784)

Бронза, дерево, эмаль, золочение, литье.

 

Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"

 0+ 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, -  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   -  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   -  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  -  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

 

 Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

    Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

 Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

 Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

 

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  - от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

 

  В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

   Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника  Алессио Эрарди(1669-1727).

 

 

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

   Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

 представители западноевропейских правящих династий.

 

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

 

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив). 

  Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

 

                        Л.Сягаева, А. Муковоз.  Каталог «Портретная галерея усадьбы Кусково». М.,»Трирона»,2015.- 360 с., цв. ил.                                        

  

 

 

Аудиогид "Портретная галерея усадьбы КУСКОВО. Западные монархи и правители"

 

Для удобства посетителей, на сайте "Коллекция онлайн Музея-усадьбы "Кусково" (https://kuskovo.catalog.mos.ru/entity/EXHIBITION/3620075?index=6) стал доступен для скачивания путеводитель по выставке.

 

 

 

 

 

 

Постоянные выставки

Дворец 

- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). (Закрыта до осени 2018г.)
 
Американская оранжерея
 
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII -  начала XX вв.» -  впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.

 

подробнее...

Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика