Выставки в музее

В музее проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю, экспозициям и выставкам. Посетители имеют возможность  заказать экскурсионное обслуживание предварительно или непосредственно в день посещения музея.

 

Каждый четверг третьей недели месяца музей работает бесплатно

(в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок)
 
 

 

 

#УсадьбаКусково

 

Выставка к 5-летию страницы Музея-усадьбы Кусково в Instagram 

В год столетия музея Кусково мы отмечаем еще одну скромную дату – в 2019 году странице музея Кусково в Instagram исполняется 5 лет. Более полутора тысяч фотографий, сотни историй опубликовано командой музея за эти годы. Вместе с нами работали, сами того не осознавая, сотни фотографов, каждый, из более чем тридцати тысяч подписчиков, участвовал в создании этой Инстаграм-истории. 
Страница музея в Инстаграм – это летопись усадебной жизни, расписанная по дням и неделям. Зимой и летом, ночью и днем мы показывали вам все самое новое и удивительное в жизни музея. От первых снежинок на партере французского парка до удивительного заката над Графским прудом в летнюю жару - вместе с вами мы видели, как менялась и продолжает меняться усадьба, и какой ее видят наши посетители. 
Десять лучших фотографий наших подписчиков будут представлены на одной из аллей регулярного парка. Полюбоваться ими смогут все желающие. 

 

 

 

 
 

 

Немецкая гравюра из собрания Музея-усадьбы "Кусково"

 

С 5 июня во Дворце Музея-усадьбы "Кусково" рамках проекта "Гравюрный кабинет" проходит выставка "Немецкая гравюра".

Своей востребованностью гравюра обязана своему же главному свойству – тиражности. Возможность многократного и, в сравнении с другими видами искусства, моментального воспроизведения одного и того же образа, сделали гравюру незаменимой в книжной иллюстрации, коммерческой рекламе и социальной пропаганде.

 По сути, гравюра была средством массовой информации своего времени, не лишенным при этом художественной составляющей. Сравнительно дешевая гравюра нередко должна была заменять дорогую картину. В немецкой гравюре нашли свое отражение все жанры изобразительного искусства, при этом наиболее полно представлены были портрет и пейзаж.

В состав выставки вошли произведения мастеров немецкой гравюры XVIII – XIX вв. Г.Ф. Шмидта, Д. Ходовецкого, М. Энгельбрехта, И.Э. Риддингера, И.У. Крауза, Г. Зинтцениха, Г.Ф. Ругендаса, И.Г. Роде и многих других.

Наряду с жанровым разнообразием, в представленной на выставке немецкой гравюре можно проследить все многообразие техник, применявшихся мастерами при создании этих произведений. В их числе не только традиционные и наиболее распространенные техники офорта и резцовой гравюры, но и меццо-тинто, гравюра пунктиром, литография, торцевая гравюра на дереве и раскрашенная гравюра, каждая из которых обладает собственной художественной выразительностью.

 

 

  

 

 

«Прошлое в настоящем. К 100-летию музея-усадьбы Кусково»

 

18 мая - 8 сентября 2019г.

 

Выставочным проектом «Прошлое в настоящем. К 100-летию музея-усадьбы Кусково» в павильоне Эрмитаж 18 мая 2019 года открывается программа мероприятий, приуроченных к юбилейной годовщине существования музея.

Начало музеефикации Кускова было положено еще при жизни ее последнего владельца графа Сергея Дмитриевича Шереметева, получившего осенью 1918 года Охранную грамоту на свое имение. Национализированная усадьба Шереметевых была зарегистрирована, взята на государственный учет и охрану как «художественно и исторически ценный памятник искусства и старины». Именно это уберегло усадьбу от разорения и положило начало создания в ней музея, открывшего двери для первых посетителей в мае 1919 года. С этого времени музей-усадьба Кусково отсчитывает 100 лет своего исторического развития.

Проект «Прошлое в настоящем» объединяет различные аспекты восприятия Кускова: «памятное Кусково», «Кусково в искусстве» и «искусство в Кускове». В него вошло две выставки, дополненные мультимедийной программой «Прогулки в прошлое», построенной на демонстрации фотографий и изобразительных материалов в формате 3D. Этот новаторский проект, сообщающий объемность и глубину плоскостным изображениям графики и живописи XVIII века, а также старинным фотографиям, позволит на технологически новом уровне передать образы кусковской усадьбы, сменяющиеся на протяжении веков.

Выставка «Кусково. Вехи последнего столетия» призвана отразить важнейшие этапы 100-летнего развития Кускова как музея: образование Историко-бытового музея в 1919 году и его объединение с Музеем керамики в 1937, реставрационные работы, проводившиеся в усадьбе за последнее столетие и историю комплектования музейных коллекций.

Вторая выставка – «Кусково в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве», – представит усадьбу глазами современных живописцев, мастеров гравюры и декоративно-прикладного искусства.

  
 
 
 
Ссылка на электронную версию выставки

 

«Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло»

25 января - 14 октября 2019г.

Спустя 100 лет после национализации коллекций русского искусства московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857-1934), музей впервые обратился к выставочному проекту, призванному отдать дань одному из выдающихся деятелей отечественной культуры. Его имя долгое время оставалось «в тени» известных меценатов Морозовых и заслуги его в художественной истории России до сих пор не получили достойной оценки.

Выставка впервые представляет в максимальном объеме основные разделы «фарфорового» собрания А.В. Морозова – русский фарфор, керамику и стекло. Именно они стали основой Государственного музея керамики, в 1932 году переведенного в усадьбу Кусково. В 1920-1930-е годы в состав музея керамики вошли и другие частные коллекции, но собрание Алексея Викуловича до сих пор остается самым крупным из них и является фондообразующим для музея.

На выставке экспонируются фото- и графические изображения А.В.Морозова, архивные документы, связанные с национализацией коллекции и деятельностью Алексея Викуловича на первых этапах создания музея. Особый интерес представляют выдержки из его дневника и одна из книг научного описания коллекции, составленного им самим.

  

Самый большой раздел выставки посвящен собранию русского фарфора, которое сам владелец охарактеризовал «выдающимся по полноте и историко-бытовому значению». Эта часть экспозиции представляет широчайшую ретроспективу русского фарфора XVIII – ХIХ веков в собрании Морозова: первоклассные произведения Императорского завода, фарфор всех крупнейших частных заводов – Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Корниловых, редкие изделия малоизвестных фабрик. Интересен коллекционный подбор фарфоровой пластики практически всех известных русских заводов, начиная от ранних скульптурных произведений Императорского и гарднеровского заводов и заканчивая авторскими работами художников начала ХХ века.

Не менее художественно ценны и разнообразны собрания керамики и стекла А.В.Морозова. В экспозиции представлены редкие образцы фаянсовой и майоликовой скульптуры, произведения Императорского Киево-Межигорского фаянсового завода и лучших частных заводов: Ауэрбаха, Поскочина, Тереховых и Киселева.

Небольшая коллекция русского стекла довольно полно представляет ключевые для истории стекла темы и охватывает временной период с середины XVIII до начала ХХ века.

Дополняют собрание русского стекла А.В.Морозова несколько предметов, относящихся к образцам зарубежного стеклоделия, среди которых выделяются швейцарские кабинетные витражи конца XVI – первой четверти XVII века – несомненные раритеты не только коллекции А.В.Морозова, но и российских музейных собраний.

  

 

 Каталог выставки в "Коллекции онлайн"

 
 
 
 
"В родных стенах"
0+

 «Музей-усадьба Кусково» и Московский Музей – усадьба Останкино представляют совместный выставочный проект «В родных стенах». В рамках данного проекта гости нашего музея могу увидеть вещи из первоначального убранства интерьеров Дворца и парковых павильонов усадьбы Кусково, которые впоследствии по желанию хозяев были перевезены в другую подмосковную усадьбу Шереметевых – Останкино.

Первыми спустя столетия в «родные стены» вернулись изящные бронзовые каминные часы, с изображением музы Истории Клио.  Согласно архивным документам 1780 – х гг. эти часы украшали Вседневную спальню графа Петра Борисовича Шереметева в кусковском Дворце.  Модель часов была изготовлена известным парижским бронзовщиком Жаном – Жозефом де Сен – Жерменом (Jean-Joseph de Saint - Geermain), часовой механизм происходит из мастерской потомственного часовых дел мастера Пьера Жиля (Pierre Gille).

В XVIII столетии Франция оставалась законодательницей мод не только в одежде, но и в предметах бытового назначения. Вещи, изготовленные из золоченной бронзы: люстры, каминные часы, канделябры, - не только дополняли меблировку интерьеров, но и демонстрировали благосостояние владельца дома, так как стоили, как и любые привозные товары того времени, достаточно дорого.

Возвращение каминных часов в «родные стены» - счастливая возможность восполнить подлинные интерьеры Вседневной спальни прекрасным образцом французского прикладного искусства второй половины XVIII века.

 

Часы каминные.

Франция, Париж.1765-1770

Мастерская Жан – Жозефа де Сен – Жермена (1719-1791)

Часовой мастер Пьер Жиль (1723-1784)

Бронза, дерево, эмаль, золочение, литье.

 

Выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково"

 0+ 

Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.

Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.

В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности  - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.    

В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только  четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых  и князей Черкасских, -  были представлены в галерее  на правах родственных связей.В  основном же галерею составили портреты российских и  европейских «славных особ», размещенных в соответствии  с избранными  графом системой и количеством: 

   -  сорок одно изображение    представителей  отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича;  причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла  Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;

   -  сорок шесть  портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи, 

  -  и сорок один  – императоров, королей и правителей Западной Европы.

 

 Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом   Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно  оценкой занимаемого  места в исторически значимых событиях.

    Для Портретной галереи  в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в  котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано.   Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов

К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.

 Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически  полностью сохранившаяся кусковская  галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной  коллекцией  в ряду некогда существовавших подобных  усадебных  собраний.

 Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи:  в центральном зале размещались портреты российских монархов,  в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.

 

Принцип собирательства  шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике.   Граф вывозил  в Кусково достойные его  галереи  портреты из своих имений  и столичных домов;  требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам   создать копии с нужных ему изображений.  Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников  - от известных авторов до  неизвестных крепостных, – и западноевропейских  мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века  была весьма распространена. В отношении подобных собраний  качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя  оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии». 

 

  В то же время будущая  галерея  изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то  в иконографическом. К редким типам изображений  можно отнести  отдельные  монаршие портреты,  такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и  «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности:  патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого;  ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом:  четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини  Гессен-Гомбургской, а также  португальских и датских королей.

   Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты  на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь  королевских  портретов немецкого художника Г. Швейкхардта(1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был  и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника  Алессио Эрарди(1669-1727).

 

 

Портретная галерея Шереметевых, созданная  на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных  собраний  русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.

История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного  собрания произведений живописи  сосредоточились  как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности  парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений  расхожих «типов»  до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.

   Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:

российские монархи и члены их семей,

российские государственные деятели,

 представители западноевропейских правящих династий.

 

Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.

 

Собранная  П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и  послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем  Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия  «Диплома  Академии художеств» (Российский государственный исторический архив). 

  Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.     

Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства,  аналогичных  нашедшим отражение впервых описях 1787 года.

 

                        Л.Сягаева, А. Муковоз.  Каталог «Портретная галерея усадьбы Кусково». М.,»Трирона»,2015.- 360 с., цв. ил.                                        

  

 

 

Аудиогид "Портретная галерея усадьбы КУСКОВО. Западные монархи и правители"

 

Для удобства посетителей, на сайте "Коллекция онлайн Музея-усадьбы "Кусково" (https://kuskovo.catalog.mos.ru/entity/EXHIBITION/3620075?index=6) стал доступен для скачивания путеводитель по выставке.

 

 

 

 

 

 

Постоянные выставки

Дворец 

- выставка "Храм добродетели душа ее была" - расположена в восточной части Дворца в Покоях Графа Николая Петровича, посвящена выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (графине Шереметевой). (Закрыта до осени 2018г.)
 
Американская оранжерея
 
- выставка «Открытый фонд. Русский фарфор XVIII -  начала XX вв.» -  впервые в истории музея представляет с максимальной полнотой одну из лучших в стране коллекцию русского фарфора. Демонстрируются изделия всех ведущих фарфоровых заводов России XVIII – XIX веков: Императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова и других заводов Гжели, Юсупова, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова.

 

подробнее...

Вернуться назад

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика