+7 495 375 31 31 Логотип

Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

x

Для прессы

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный дворцово-парковый музей-заповедник "Останкино и Кусково".

 

До Октябрьской революции усадьбы Кусково и Останкино принадлежали старинному дворянскому роду Шереметевых. Первые упоминания Кускова как вотчины боярина Василия Андреевича Шереметева относятся еще к XVI веку. В 1715 году граф Борис Петрович Шереметев, известный полководец, фельдмаршал, сподвижник Петра  I, приобрел Кусково у своего младшего брата. Всерьез заняться устройством новоприобретенного имения он не успел.

 

Строительство летней загородной увеселительной резиденции начинает его сын Петр Борисович Шереметев после женитьбы на Варваре Алексеевне Черкасской, богатой наследнице, единственной дочери князя Алексея Михайловича Черкасского. После того, как два состояния объединились, Петр Борисович стал самым богатым человеком в России, обладателем 44 имений в 28 губерниях, среди которых соседствующие с Кусковым Перово, Жулебино, Вешняково, а также подмосковное Останкино.

 

Несмотря на то, что в 1740-е Петр Борисович начинает строительство летней загородной увеселительной резиденции в Кускове, которую продолжал украшать до самой смерти, Останкино не было забыто: в это же время здесь был разбит большой регулярный парк и выстроен деревянный одноэтажный «воксал» - зал для балов и приемов.

 

Еще при Петре Борисовиче гордостью Шереметевых становится их крепостной театр. Шереметевской труппой восхищались как в России, так и за ее пределами. В дни торжеств и приемов в Кускове оперные и балетные постановки ставились на сценах двух театров – Воздушного (открытого) и Нового (закрытого). После смерти Петра Борисовича его единственный сын и наследник Николай Петрович Шереметев, страстный любитель театра, продолжает семейные традиции и  принимает решение о строительстве нового театрального здания, но уже не в Кускове, а в подмосковном Останкине. Это был уникальный проект деревянного дворца-театра, который был торжественно открыт в 1795 году премьерой лирической музыкальной драмы «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила».

 

Однако дела государственной службы звали Шереметевых в Петербург. Николай Петрович, а затем его сын Дмитрий Николаевич все больше времени проводят в столице, лишь изредка навещая подмосковные имения. После смерти Дмитрия Николаевича его старшему сыну, Сергею Дмитриевичу, отходят Фонтанный дом в Петербурге и Кусково, младшему, Александру Дмитриевичу, – дом на Воздвиженке в Москве и Останкино. Таким образом, все наследие и имущество рода Шереметевых становится разделенным.

 

Постановлением Совета народных комиссаров в 1918 году Кусково и Останкино  были национализированы и продолжили свой путь отдельно – в качестве двух самостоятельных музеев. Однако связь между ними не была потеряна. Бывшие усадьбы Шереметевых все это время объединяло богатое наследие их владельцев, театральные традиции, совместная музейная и выставочная деятельность. В 2022 году усадьбы Кусково и Останкино, каждая из которых является уникальным памятником дворцово-паркового искусства, становятся единым музейным комплексом.

 

Усадьба Кусково – уникальный симбиоз одного из немногих сохранившихся в Москве архитектурно-парковых ансамблей XVIII века и единственного в стране специализированного Музея керамики.

  

Широкую известность усадьба получила во второй половине XVIII века как летний загородный увеселительный дом одного из богатейших вельмож России – графа Петра Борисовича Шереметева. Ансамбль усадьбы сложился в 1750-1770 годах. Обширная территория была поделена на три части: «запрудную», центральную – с регулярным парком, Дворцом и павильонами, – и английский пейзажный парк «Гай».  В те годы усадьба Кусково раскинулась на территории 230 гектар.

   

Наиболее полно сохранилась регулярная часть усадьбы с мраморной скульптурой и обелисками и основными архитектурными памятниками: Дворцом, Церковью, Колокольней, Гротом, Большой каменной и Американской оранжереями, Эрмитажем, Голландским и Итальянским домиками, Кухонным флигелем, Менажереями и другими павильонами, дошедшими до наших дней.  

 

Также к усадьбе относились охотничьи угодья, живописные окрестные поля, луга, рощи. Особым украшением был зверинец, располагавшийся в «запрудной» части, прорезанный двумя диагональными просеками с беседкой в центре. Зверинец — своеобразный зоопарк того времени, здесь можно было увидеть зайцев, волков, лисиц и даже оленей.

  

В 1751 году также велось строительство прудов и обводных каналов; регулярный парк и Большой пруд получил существующие поныне границы. «Вешняковская перспектива» продолжала основную композиционно-планировочную ось усадьбы, подчёркивалась протяжённым прямым каналом длиной более 300 метров с каскадами в конце, берёзовой перспективой и замыкалась светлым силуэтом старинной церкви в Вешняках.

 

В 1770-е годы под руководством архитектора Карла Бланка в северной части усадьбы был разбит «английский сад Гай». На его сравнительно небольшой территории расположилось множество построек: жилой летний дом графа, получивший название «Дом уединения», примыкающие к нему молочные фермы — «Метерея» и «Основателева деревня» с четырьмя домиками «поселян».

В 1787 году на территории Гая были построены деревянные здания Портретной галереи и Театра.     

  

Архитектурно-парковый ансамбль, созданный для торжественных приемов, собирал до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверки, роговые оркестры, морские парады. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце и театральные постановки.   

     

После крестьянской реформы 1861 года, в результате которой помещики начали продавать или сдавать землю в аренду для получения дополнительного дохода, началось развитие дач. Необходимыми условиями для превращения той или иной пригородной местности в дачную были наличие железнодорожной станции и живописных ландшафтов с водоемами для купания и рыбалки, а также различных форм организации досуга (концертные эстрады, театры). Всем этим условиям отвечала территория английского парка усадьбы Кусково «Гай», начавшая приобретать популярность в качестве дачного места с конца 1870-х годов, когда во владение усадьбой вступил граф Сергей Дмитриевич Шереметев.

 

В 1880 году были отстроены семь дач, а к 1891-му их в Кускове значилось уже около трехсот. Дачные дома предназначались для людей разного достатка, — одно- и двухэтажные с мезонинами, террасами и балконами, отапливающиеся русскими печами. При дачах имелись отдельные строения — кухни, прачечные, сараи, конюшни. Неотъемлемым атрибутом и средоточием дачной жизни служила терраса — здесь пили чай, обедали, принимали гостей.

 

В начале 1880-х годов в западной части английского парка «Гай» на месте бывшего соснового леса устроили увеселительный сад, который стал особой достопримечательностью Кускова и просуществовал вплоть до революции.

 

К 1904 году Кусково постепенно становится излюбленным дачным местом для москвичей, в летнее время на земле графа проживало около 15 тысяч человек.

 

В 1932 году, через 13 лет после того, как усадьба стала музеем, в Кусково был переведен Музей керамики. Он был создан на основе национализированного художественного собрания А.В.Морозова, также коллекция музея пополнялась поступлениями из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, расформированных Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели с собраниями Юсуповых, Д.И. Щукина, С.А. Бахрушина, М.П. Рябушинского и других. Кроме того, Ценные экспонаты были переданы в музей из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Политехнического музея, музея Строгановского училища и других. В 1937 году усадьба Кусково и Музей керамики были юридически объединены.

 

В настоящее время усадьба Кусково это:

 

- регулярный французский парк, сохранившийся с XVIII века, общей площадью более 26 гектаров;

- 18 объектов культурного наследия федерального значения;

- коллекция, которая насчитывает более 50 000 музейных предметов из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, включая произведения живописи, графики, скульптуры XVI – XIX вв.;

- редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства;

- книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея»;

- одно из лучших в стране и крупнейшее в Москве собрание русского и западноевропейского фарфора;

- выставки уникальных предметов из коллекций музея;

- концерты классической музыки;

- разнообразные программы, мастер-классы, квесты и другие мероприятия для взрослых и детей.

 

 

Усадьба Останкино – уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. В период расцвета он включал в себя пруд XVI века, храм Живоначальной Троицы – памятник русского зодчества последней трети XVII столетия, единственный в своем роде театр-дворец, «Увеселительный» и «Прибавочный» сады рубежа XVIII – XIX веков и более полусотни не сохранившихся до настоящего времени усадебных строений.

 

Единственный сын и наследник графа П. Б.Шереметева, Николай Петрович, был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции в Останкине становится дворец-театр, строительство которого началось в 1792 году. Возведенный из дерева дворец является архитектурным сокровищем русского классицизма, в котором сохранились подлинные интерьеры залов, фойе, сцены, зрительного зала, частично сохранилась машинерия театра. В полной мере сохранен подлинный первоначальный облик и атмосфера своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства: осветительных приборов, мебели, живописи, скульптуры, фарфора, находящихся на тех самых местах, которые они занимали в конце XVIII – начале XIX века.

 

За 100 лет своей деятельности музей принял более 4 миллионов посетителей, организовал около 30 тысяч экскурсий, создал свыше 500 выставок. С 1960-х годов здесь традиционно проводились концерты старинной музыки. С 1993 года в музее регулярно проходил музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны», в рамках которого было проведено более 500 концертов и около 40 оперных постановок из репертуара театра Шереметевых.

 

В многопрофильных фондах музея, насчитывающих более 20 000 предметов, представлены произведения русского, западноевропейского и восточного искусства: одни из лучших в стране собраний осветительных приборов, резной золоченой мебели конца XVIII века, оригинальные собрания портретной живописи, вееров, архитектурной графики, освещающей историю проектирования и строительства памятников усадьбы.

 

Сейчас дворец-театр, а также Увеселительный сад усадьбы Останкино находятся на реставрации. Но для посетителей доступны виртуальные выставки и онлайн-лекции. Кроме того, музей ведет активную выставочную  деятельность на музейных площадках Москвы и всей России.

 

Усадьба Останкино сегодня это:  

- парк площадью более 15 гектаров;

- Дворец-театр, который является объектом культурного наследия федерального значения; 

- коллекция произведений XVI – XIX веков, насчитывающая около 23 000 музейных предметов;

- произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, сохранившиеся со времен окончания строительства дворца и являющиеся частью его убранства и обстановочного комплекса.

 - выездные выставки уникальных предметов из коллекций музея.

 

 

Фотографии усадьбы и логотипы Музея доступны для скачивания