Сочинения четырёх известных композиторов, составляющих данную программу, объединены одной идеей – создание яркого и красочного образа, который содержит собственный сюжет, и раскрывается для слушателя в виде маленькой музыкальной истории, скрытой за маской. Маски используются человеком с глубокой древности, до сегодняшнего дня, а когда мы говорим о карнавале, мы не представляем его без масок.
Скрябин считал маской вообще любую индивидуальность, личность: «Не нужно забывать, что человек носит свою индивидуальность, как и тело – одежду». Две поэмы Скрябина «Маска» и «Странность», точно характеризуют самого Скрябина, в котором внутренняя сила, всегда была тщательно скрыта за маской.
И в шумановском фортепианном цикле «Карнавал», феерическим лейтмотивом присутствует серия масок, каждая из которых также наделена яркими характерными чертами. Драматургия «Карнавала» и композиторские приемы, открывает особенности, мировосприятия романтиков в целом, запечатлевая свойственную им картину мира.
Эта идея присутствует в «Карнавале животных» Сен-Санса, где за образами животных в шутливом и карикатурно-сатирическом виде представлены человеческие характеры. Исключительным музыкальным образом для этого цикла выделен Лебедь. Светлый образ гордой и величественной птицы заложен в красивой певучей и проникновенной мелодии, ставшей впоследствии самостоятельным произведением, номером, представляющий символ балетного искусства благодаря великой русской балерине Павловой и балетмейстеру Фокину.
Основоположник современной польской композиторской школы Кароль Шимановский, обращаясь в творчестве к различным эпохам и культурам всегда находил особый лирический ключ, которым он открывал для себя культуру прошлого и настоящего. Значительное место в его творчестве занимает триптих «Маски», где Шимановский обращается не только к излюбленной им культуре Востока в образе Шехерезады, но и к двум образам – Тристана (Тантрис-шут) и Дон-Жуана, несущим в романтическом искусстве характер символов. Лирический цикл для скрипки и фортепиано «Мифы», куда входит одно из наиболее известных произведений композитора «Фонтан Аретузы», посвящённое жене скрипача Павла Кочанского, основан на темах греческой мифологии, всегда вдохновлявшей композитора, который смело использует в музыке импрессионистические приёмы, и новаторство в изложении скрипичной партии.
Шуман – Карнавал, соч. 9
Преамбула
Пьеро
Арлекин
Благородный вальс
Эвсебий
Флорестан
Кокетка
Реплика, Сфинксы
Бабочки
A.S.C.H. – SCHA “Пляшущие буквы»
Киарина
Шопен
Эстрелла
Признательность
Панталон и Коломбина
Немецкий вальс, Паганини
Признание
Прогулка
Пауза
Марш Давидсбюндлеров
Шимановский – «Маски» для фортепиано, ор. 34
Шехеразада
Тантрис-шут
Серенада Дон-Жуана
Скрябин – Две поэмы, ор. 66
Маска
Странность
Сен-Санс – Избранное из «Карнавал животных»
Аквариум
Лебедь
Шимановский:
– Вокальный цикл
– «Фонтаны Аретузы» из цикла «Мифы», для скрипки и фортепиано, ор. 30
Исполнители:
Виктория Носовская (сопрано)
Юлия Покровская (скрипка)
Евгений Стародубцев (фортепиано)
Возрастное ограничение 6+
Телефон для справок: +7 495 612 22 80