+7 495 375 31 31 Логотип

Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

x

Грот

 

 

В Музее-усадьбе "Кусково" завершилась полномасштабная реставрация павильона Грот, одного из самых значимых павильонов кусковского архитектурно-паркового ансамбля.

Реставрационные работы велись на протяжении 3-х лет под руководством ГКУ "Технический центр Департамента культуры города Москвы". Наиболее полно было восстановлено ракушечное убранство интерьеров, утраченное за годы бытования памятника. Одновременно специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. И.Э. Грабаря велась работа над реставрацией не имеющих аналогов в музеях нашей страны «гротических» глиняных скульптур и сюжетных панно, инкрустированных ракушками, кораллами, перламутром. Это была первая за столетнюю историю музея комплексная реставрация всей коллекции павильона (в ХХ-ом веке работы ограничивались лишь поддержанием памятника и консервацией ракушечного декора).

Основной ценностью в декоре кабинетов является отделка из 24 видов раковин тропических морей (Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов). Среди них такие редкие как «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная». Впервые состоялось восполнение раковин Грота, представлявшее особую сложность в их идентификации и получении в необходимом объеме (некоторые виды раковин оказались занесенными в Красную книгу).

 

 

Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Оформление интерьеров Грота — зала и двух кабинетов — столь же декоративно и выразительно, как и решение его фасадов. Невысокая, до подоконника, панель центрального зала служит пьедесталом для восьми пар коринфских колонн с золочеными базами и капителями, уводя взгляд через мощный карниз к тягам свода купола и далее в прорыв светового фонарика. Через окна-люкарны, которые в XVIII веке затягивали зелеными тканями, лился зеленоватый, как вода, свет.

Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б. Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.

 

Пастельная гамма росписей стен «под мрамор» рождает ощущение сдержанной торжественности центрального зала, в котором особую роль играют обилие света и воздуха, гулкая высота купола — и ошеломляющий контраст с сумраком «подводных пещер» боковых ризалитов. Два кабинета, расположенные вокруг центра Грота, ориентированы на разные стороны света – на юг и на север. В южном кабинете преобладают тёплые тона, в северном же кабинете холодные цветовые гаммы. Проходя с юга на север, настроение парадности сменяется более интимным, камерным.

На стенах и сводах небольших «кабинетов», богато декорированных гипсовой лепниной и туфом, оживленными блеском дробленого стекла и кусочками зеркал, с барочной пышностью расцвели «гротески». Все здесь подчинялось задаче создания сказочного, экзотического мира. Причудливые изгибы фантазийных растений и затейливых завитков чередуются с изображениями диковинных животных, птиц, рыб и солнечных дисков с расходящимися лучами на фоне белого, серого, желтого и розового туфа. Но главной ценностью гротических «затей» были раковины — двадцати шести видов из Средиземного, Красного, Японского, Черного морей и водоемов Подмосковья, с выразительными названиями: «тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза», «жемчужный кораблик», «перловица живописная».

 

Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту». Завершили украшение Грота размещенные в нишах деревянные и глиняные «куклы» в половину человеческого роста, убранные морскими и речными раковинами. Купленные графом П.Б. Шереметевым в конце 1775 года специально для «подводных пещер», они оживляют и без того нарядные кабинеты, привнося законченность в их оформление. Декор интерьеров настолько самодостаточен, что был дополнен лишь люстрой и шестнадцатью бра «жестяных с листами и фарфоровыми цветами».

 

В описях упоминаются по одному столу «на подстольях резных золоченых с красною краскою» в каждом из кабинетов, а также «стол сосновой круглой разборной» и «при нем восемь штук скатертей». Это позволяет предположить, что Зал и кабинеты Грота использовались для торжественных застолий узкого круга гостей. Известно, что в августе 1775 года граф П.Б. Шереметев, принимая в Кускове императрицу Екатерину II, именно в Гроте потчевал ее обедом. А спустя 100 лет его правнук в мае 1886 года в этом же павильоне угощал императора Александра III с членами августейшей семьи под песни «цыганского хора». С.Д. Шереметев вспоминал: «Здесь подали чай, фрукты и шампанское. Хор пел старательно, и все просидели довольно долго».