+7 495 375 31 31

Уважаемые посетители!
С 17 марта парк и павильоны "Музея-усадьбы "Кусково" закрыты для посещения

x

Для прессы

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково"

 

Среди российских музеев найдется не много таких, в которых бы так тесно переплелись история страны и уникальное "содружество муз", богатейшие коллекции и человеческие судьбы, как это произошло в Кусково. Созданное изначально как роскошная загородная усадьба, в ходе истории Кусково превращается в музей, а становится приютом для утратившего свой дом Музея фарфора.

 

Музей располагается на территории уникального памятника садово-паркового искусства XVIII века – усадьбы Кусково графов Шереметевых. Первое документальное упоминание о Кусково датируется XVI веком. С тех пор как В.А. Шереметев в начале XVI века выменял ее у А.А. Пушкина, усадьба не выходила из владений рода Шереметевых. Известный сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, наследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. С этого времени на протяжении почти 200 лет - до создания Музея-усадьбы – Кусково являлось блестящим образцом "летней загородной увеселительной резиденции" XVIII-ого века. Каждый из его последующих владельцев вносил свою лепту в строительство, совершенствование и собирательство коллекций усадьбы.

Кусковский ансамбль сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на Варваре Алексеевна Черкасской (1743 г.) единственной наследнице огромных владений канцлера А.М. Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково.

Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей:

-         "запрудной", завершавшейся у вешняковской церкви Успения Богоматери, с обширным парком, разделенным аллеями, и Зверинцем;

-         центральной с французским регулярным парком, Дворцом и павильонами;

-         с "английским" пейзажным парком "Гай" с Домом Уединения, Портретной галереей и Театром.

Наиболее полно сохранилась регулярная часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.

Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, выстроенная в 1737-1739 гг. в стиле "аннинского барокко". Колокольня, созданная по проекту крепостных архитекторов Г. Дикушина и А. Миронова, в 1792 г., является самой поздней из усадебных строений. Вместе с Дворцом (1769-1775гг.), возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем (1755 г., арх. Ф. Аргунов) эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.

В единственном сохранившемся в Москве регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.

Симметрично центральной оси расположились павильоны Эрмитаж (1767 г.), Вольер (2 пол. XVIII в.), напротив Дворца - Большая каменная оранжерея (1763 г., арх. Ф. Аргунов). "Малые ансамбли": Голландский и Итальянский, сохранившийся с наибольшей полнотой, – расположились в западной и восточной частях усадьбы.

Главными сооружениями "английского парка Гай" были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр.

Разнообразию развлечений отвечали устроенные в усадьбе Аллея игр, Карусель, "потешная флотилия", усадебные "музеи", библиотека.

Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: Псаренный и Конюшенный дворы, Менажереи для содержания водоплавающих птиц, Американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.

Расцвет усадьбы приходится на 1770 - 1780 гг. Архитектурно-парковый ансамбль, созданный для торжественных приемов, собирал до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверки, роговые оркестры, морские парады. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, "дивертисменты" и театральные постановки.

Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XVIII-ого века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест.

Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля С. Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. - в то же время отличались демократичностью: допускались "все, кому угодно было явиться".

В создании целостного по художественному замыслу и совершенного по его воплощению ансамбля принимали участие наряду с известными архитекторами, живописцами и знатоками искусства – К.Бланком, Л.Лагрене, Ю.Кологривовым, - и крепостные мастера Шереметевых. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам крепостных архитекторов Ф. Аргунова, А. Миронова, Г. Дикушина.

После смерти П. Б. Шереметева в 1788 г. при его наследнике Николае Петровиче Шереметеве - крупнейшем государственном, общественном и культурном деятеле России XVIII-ого века, - Кусково бережно содержалось как образцовое загородное имение. Однако свое значение как увеселительная резиденция для массовых гуляний Кусково теряет. Теперь в парк и Дворец допускаются лишь избранные с разрешения графа.

С начала XIX века Кусково, принадлежащее с 1809 г. Дмитрию Шереметеву (сыну графа Николая Петровича от тайного брака с бывшей крепостной актрисой  Прасковьей Жемчуговой), а затем - его старшему сыну Сергею Дмитриевичу, начинает использоваться как дачная местность.

Кроме Швейцарского домика, выстроенного по проекту Н. Бенуа в регулярной части усадьбы (1870 г.), в Запрудной и Пейзажной частях при дачах и для нужд дачников возводятся хлебопекарня, погреба, сараи. В дальнейшем, до самой революции, ведется ремонт и переделка подсобных и дачных помещений.

В течение 1918 г. Сергей Дмитриевич Шереметев (последний владелец усадьбы) и его сын Павел Сергеевич добивались получения на усадьбу охранной грамоты с тем, чтобы сохранить Кусково "не столько для них самих, сколько вообще как памятники искусства и быта" (как вспоминает в своем дневнике А.Н. Бенуа, заставший П. С. Шереметева у А.В. Луначарского).

В сентябре 1918 г. на усадьбу Кусково была выдана охранная грамота, а спустя месяц на заседании Коллегии Наркомпроса был принят проект Постановления СНК о национализации имения "Кусково". В апреле 1919 года Комиссией по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса было принято постановление об открытии в Кусково музея-усадьбы.

Коллекции музея, состоящие из основного собрания Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают почти 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI - XIX вв. Здесь хранятся образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства ХVIII – ХIХ вв., книги из фамильной библиотеки, уникальная по сохранности и исторической значимости усадебная "Портретная галерея".

В 1932 году по приказу Наркомпроса РСФСР в Кусково был переведен Музей керамики. Он был создан в 1919 году на основе национализированного после революции художественного собрания А. В. Морозова. В 1920-30 гг. коллекции музея пополнялись путем поступления из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, созданных на основе частных коллекций, из расформированных 1 Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели (в т.ч. собрания Юсуповых, Л.К. Зубалова, Д.И. Щукина, С.А. Бахрушина, В.О Гиршмана, М.П. Рябушинского, Г.А. Брокара, Ф.Е. Вишневского и др.). Ценные экспонаты (предметы царских сервизов) были также переданы из Государственного Эрмитажа и Оружейной палаты Московского Кремля, а также из Политехнического музея, музея Строгановского училища и др.

В 1937 году два музея были юридически объединены на основании постановления президиума ВЦИК.

В последующие десятилетия коллекции музея пополнялись новыми экспонатами  и к настоящему времени гордостью музея являются крупнейшие по значению в России фонды русского и зарубежного фарфора и стекла.

Общий художественный, библиотечный и архивный фонд музея (вместе с обстановочным комплексом усадьбы Шереметевых) составляет в настоящее время более 50 тыс. предметов.

Музей-усадьба "Кусково" ведет активную выставочную деятельность. Принимает участие в международных и межрегиональных выставочных проектах. Сотрудничает с ведущими российскими и московскими музеями.

Музей-усадьба "Кусково" это не только уникальный памятник XVIII-ого в., он живёт, развивается в ногу со временем.

С наступлением летнего сезона усадьба открывает свои парадные залы не только для экскурсантов, но и для любителей классической музыки: в музее проходят ставшие традиционными фестивали, на которых считают за честь выступить лучшие российские и зарубежные исполнители. В этих концертах есть особая прелесть – зрителей окружает не только живая классическая музыка, но и музыка, застывшая в красоте архитектурных памятников и регулярного парка.

 

Фотографии усадьбы и логотипы Музея доступны для скачивания