Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"
Делфтский фаянс – удивительное явление в истории керамики и декоративно-прикладного искусства, ставшее самостоятельной величиной, несмотря на то, что возникло как подражание.
Технология производства фаянсовых изделий приходит в Голландию из Италии в XVI веке. Мастерские существовали в Амстердаме, Роттердаме и других городах. Но особую славу получает Делфт. В начале XVII века мастера-фаянсисты начинают приниматься в местную гильдию св. Луки – организацию, руководящую всей художественной жизнью города. И постепенно они обретают славу по всей Европе благодаря тому, что выпускают изделия чрезвычайно похожие по формам и способу декорирования на столь ценные и желанные в XVII веке китайские и японские художественные произведения, в первую очередь – фарфор.
Вещи с Востока в Голландию попадали благодаря Ост-Индской компании, завладевшей всей торговлей с Японией и Китаем. Ежегодно она ввозила на своих судах фарфор, фаянс, ткани, лаковые изделия из этих далеких стран. Стоили они дорого, а мода на них стремительно распространялась, поэтому подражание этим изящным предметам, завораживающим европейца, сулило большие доходы. Так делфтские мастера начинают создавать декоративные фаянсовые вазы и блюда, повторяющие дальневосточные образцы, и делают это настолько искусно, что с середины XVII века и вплоть до 30-х годов XVIII века становятся крупнейшими экспортерами на западе.
Помимо декоративных предметов близких к китайским и японским в Делфте производят утилитарные предметы, среди которых плитки, различные корзиночки, игрушки, консоли, маленькие шкафчики, рамы для зеркал, клетки для птиц, ручки для ножей, дощечки для щеток, подставки для париков, грелки для ног и для рук, пюпитры для нот и многое другое. При этом все мастерские могли выполнять разные заказы – от плиток до декоративных ваз сложных форм – и не подразделялись по типам изделий.
Самым узнаваемым декором фаянсовых произведений из Делфта стала роспись в бело-синих тонах. Для нанесения изображений мастера использовали кобальт – краситель, который при высокотемпературном обжиге изделий дает различные оттенки синего. Позже появляются изделия с полихромной росписью.
Помимо мотивов, близких к китайским и японским, в декоре делфтского фаянса мастера также используют свои национальные темы: пейзажи, морские виды, библейские и бытовые сцены. Они приходят из изображений на плитках, которые производились в Голландии еще до увлечения Востоком.
Со временем технические возможности делфтских мастеров расширяются, а их мастерство становится более виртуозным. Это способствует появлению более сложных форм. Так, в собрании Музея керамики в усадьбе Кусково хранятся две вазы-тюльпанницы авторства Ламберта ван Эйенхорна, работавшего в мастерской "Металлический горшок". Это сосуды в форме веера, в которых продуманы отверстия для каждого отдельного цветка. Они покрыты орнаментальной росписью. Ручки вазы выполнены в виде драконов.
Любовь к цветам жителей Голландии была особенной. Торговля луковицами тюльпанов и нарциссов составляла значительную часть доходов в Нидерландах. В 30-х годах XVII века Голландию вовсе охватывает "тюльпанная лихорадка". Разведение новых сортов, их выращивание и продажа луковиц становится небывало прибыльным делом. За несколько луковиц тюльпанов можно было купить каменный дом, а выведение нового сорта тюльпана было настоящим праздником. Увлечение цветами выразилось в создании мастерами особой формы вазы. В таком букете можно видеть и любоваться особенной красотой и неповторимостью цветов, поскольку ни один из них не заслоняет другой.
Еще одной сложной формой, с которой блестяще справлялись в Делфте, стала скрипка. В собрании Музея керамики представлена одна из них. Изображения на ней связаны с темой музыки: на фронтальной стороне — музыкант и танцующие пары перед домом, на обороте — опустевший двор. На втором этаже дома — фигура курильщика. Трубка и дым могут символизировать быстротечность жизни, а в целом музыкальный инструмент – суетность и тщетность бытия. Такое значение у скрипки могло быть и в голландской живописи, высокое качество которой влияло и на искусство декорирования фаянсовых изделий.
В собрании Музея керамики в усадьбе Кусково представлена редкая коллекция делфтского фаянса XVII-XVIII веков, одна из крупнейших в российских музеях. В нее входят блюда, тарелки, кувшины, вазы, скульптура, игрушки, скрипка. Некоторые произведения этой коллекции вы сможете увидеть на выставке "Многоликий кобальт", которая открылась 20 декабря в павильоне Эрмитаж. Благодаря экспозиции, которая насчитывает более 250 произведений из фарфора, стекла и керамики, зрители смогут проследить всё разнообразие техник и приемов применения кобальтового красителя с XV по XX век.