+7 495 375 31 31 Логотип

Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

Музей открыт: 28, 30 апреля, 1-5, 8-12 мая. 29 апреля, 6, 7 мая - выходные дни

x

Хлеб-соль

   

Поднесение "хлеба-соли" – одна из главных русских традиций, которая прошла из древности сквозь века и до сих пор остается в нашей жизни. Сегодня, чаще всего, караваем на блюде с солонкой встречают высокопоставленных лиц, почетных гостей и молодоженов. Раньше этот обычай имел более широкое распространение среди простого народа, в официальной  жизни и  придворном  церемониале, а корнями он уходил еще в языческое прошлое. О том, какое значение в русской культуре имели "хлеб-соль" рассказываем в этом материале.

    

Сначала обратимся к значению выражения. Для этого заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Основное значение – "обед, стол, пища, предлагаемая посетителю, и угощенье". Также "хлеб-соль" могло быть пожеланием перед началом трапезы, приглашением на пир или приветствием вошедшего в избу во время обеда. Этими же словами пир могли и закончить. Как следствие, хлебосольством называют радушное угощенье, готовность принимать у себя большое количество гостей, а самого хозяина – хлебосольным. А еще хлебосолкой могли называть скатерть, и вместо привычной нам "скатерти-самобранки" в сказках могли использовать название "скатерть-хлебосолка".       

    

Как мы видим, традиция связана с обычаем встречи гостей и обилием угощений. Но почему именно хлеб и соль стали символами сытости и радушия? У славянских народов, как и у многих других, занимавшихся земледелием, хлеб считался наиболее сакральным продуктом. Он символизировал счастье и благополучие дома. Так,  некоторые исследователи считают, что отождествление хлеба с "божьим даром" возникло еще в праславянскую эпоху. Не менее древним является и представление о том, что Бог наделяет хлебом человека, и вместе с долей хлеба он получает и свою "долю", вместе с "частью" хлеба — и свое "счастье". В дальнейшем сакральное значение хлеба поддерживалось и в христианстве, что во многом определило и правила обращения с хлебом во время еды. Так, например, не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим — заберешь его счастье, силу. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе будешь худеть — "он тебя есть будет" или будет "гоняться" за тобой на том свете и многое другое.

    

В XVII веке крупные монастыри присылали царю большой черный ржаной хлеб, как благословение, часть хлеба отцов духовных. В "Путешествии антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским" говорится, что "причина, почему они дарят этот черный хлеб, та, что он у них в большой чести и что от употребления его в пищу получается благословение. Поэтому первое, что кладут на стол за трапезой царя, есть этот хлеб. Также большинство их подарков своим вельможам состоит из этого хлеба; они говорят, что этот их хлеб издревле и что прежде они не знали пшеницы".

   

Блюдо в "русском стиле". Завод С.И.Масленникова. 1879-1886 гг. Майолика, рельеф, золочение

      

Также из "Путешествия антиохийского патриарха" известно, что в начале угощения за царским столом стольники подносили "царю большие продолговатые хлебы, которые он рассылал для раздачи всем присутствовавшим: сначала патриархам, которые при этом кланялись ему, потом всем вельможам, из коих каждый вставал с своего места и кланялся ему издали… Таков у них обычай за столом. Смысл его такой: "Всякого, кто ест этот хлеб и изменит мне, оставит Бог". Похожим образом на частных обедах в Москве хозяин дома мог сам передавать хлеб гостям перед началом трапезы.

    

Вторым сакральным продуктом после хлеба в России была соль. Она также требовала особого с ней обращения, например, нельзя было брать соль из солонки руками. Вместе хлеб и соль используются не только во время застолья, но и во множестве различных обрядов: хлеб несет пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний.

        

В связи с особым отношением к этим продуктам выражение "хлеб-соль" стало обобщенным названием угощения. Путешественник и дипломат Яков Рейтенфельс в XVII веке в своих "Сказаниях светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии" писал о местных жителях так: "кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: "хлеб да соль", каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи. Так же выносят крестьяне хлеб и соль царю по пути его следования, когда он отправляется в деревню, как знак гостеприимства. К этому же обряду они прибегают при переселении своем в новый дом".

     

Неотъемлемая часть традиции поднесения хлеба и соли – специальные блюда и солонки. Они создаются по частным заказам и заказам различных обществ для даров императору, высшему обществу, почетным гостям в честь праздников и памятных дат. Выполнялись предметы из различных материалов: драгоценных металлов и менее дорогих сплавов, стекла, дерева и, конечно, керамики и фарфора.

  

Блюдо подносное с солонкой. Завод Попова. 1866 г.  Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка

    

В собрании Музея керамики в усадьбе Кусково хранится редкая коллекция подносных и подарочных блюд, созданных на частных предприятиях дореволюционной России. Познакомиться с ней можно на выставке "Хлебосольная традиция", которая откроется 17 апреля в Темном коридоре Дворца. Коллекция впервые будет экспонироваться в  полном объеме и представит типологическое разнообразие подносных блюд, выполненных из керамики и фарфора в XIX - начале XX веков.

    

Выставка продлится до 16 июня 2024 года.

Опубликовано: 20.03.2024