Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"
Вторая половина XVIII – начало XIX века – время расцвета русской мебели. Именно в это время в придворных мастерских выполняются высокохудожественные предметы интерьера для императорских резиденций и дворцов аристократии. Известные мебельщики работают по проектам крупнейших зарубежных и российских архитекторов: Ф.-Б.Растрелли, А.Ринальди, Ч.Камерона, Дж.Кваренги, В.П.Стасова, М.Казакова, В.Баженова, А.Н.Воронихина, К.И.Росси и других.
Первые мастера мебельного искусства приезжают в Россию из Европы. Самые известные из них - Г.Гамбс и П.Споль. Однако со временем, опираясь на опыт иностранных мебельщиков, русские мастера не только осваивают основные техники, но и привносят в них свое видение и способы работы с материалом.
Одна из таких техник - маркетри. Она появилась во Франции во второй половине XVI века. Это одна из разновидностей инкрустации по дереву. На шпон, тонкий лист древесины, служивший основным фоном, мастера выкладывали кусочки цветных пород дерева и таким образом, как мозаику, собирали единую композицию. Иногда прибегали к тонированию, но в основном использовали природные оттенки древесины. Готовыми панелями украшали мебель – комоды, шкафы, столики. Чтобы достичь филигранного исполнения мастер работал с настолько крошечными деталями, что со временем мог ослепнуть.
В Россию маркетри приходит во второй половине XVIII века. Известно, что Екатерина II заказывала мебель, декорированную в этой технике, у европейских мастеров, её примеру следовали придворные. Со временем новую, практически ювелирную технику осваивают и русские мастера. Они могли работать с привозными экзотическими породами дерева — палисандром, амарантом, пальмой, эбеновым деревом, при этом часто применяли породы, произрастающие в России — дуб, ясень, клен, вишню, березу. Также мастера могли имитировать шпоны экзотических пород, использовали травление, подкрашивание, тоновые растяжки дерева за счет прогревания в песке и гравировки.
Особых высот в русском маркетри достиг Никифор Васильев. Талантливый мебельщик работал в Петербурге в последней трети XVIII столетия и выполнял заказы царского двора и столичной аристократии. Произведения Никифора Васильева отличает изящность, точность в передаче мельчайших деталей, чувство композиции.
Единственная подписная работа Никифора Васильева хранится в усадьбе Кусково - это стол для нот и гравюр, который Вы могли видеть в экспозиции кабинета-конторочки. Он датируется 1770–1780-ми годами. В нижней части его столешницы - надпись: "Генеральный Проспектъ под Московнаго Его Сiятелььства Графа Петра Борисовича Шереметева села Кусково большова пруда, на Полдень лицомъ Представленного”, и шрифтом меньшего размера - "наклеивалъ Никифоръ Васильевъ".
На столешнице представлена панорама усадьбы Кусково с гравюры П.Ф. Лорана. Большинство из представленных построек узнаваемы и сегодня: Дворец, парковые павильоны, постройки Парадного двора, за исключением колокольни, которая была возведена позже, в 1792 году. Для декорирования стола использовали дуб, красное дерево, карельскую березу, чинару, орех, палисандр. Особое внимание Никифор Васильев уделяет деталям: катающиеся на лодке гости, извозчик на лошадях, экстерьер усадебных павильонов и геометрия регулярного парка, - всё скрупулезно проработано и выложено из разных пород дерева.
Каждое из произведений, декорированных в технике маркетри, можно разглядывать бесконечно. И очень скоро у гостей усадьбы Кусково появится такая возможность. 7 июня во Дворце откроется выставка, которая представит произведения мебельного искусства из собрания ГМЗ “Останкино и Кусково”, созданные в технике набора. Благодаря экспозиции посетители смогут проследить развитие маркетри в России, познакомиться с особенностями и разновидностями деревянной мозаики и спецификой ее создания. Выставка продлится до 10 сентября 2023 года.