Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"
В 1802 году высший свет Москвы потрясла история о том, как князь Александр Николаевич Голицын проиграл в карты свою жену, княгиню Марию Гавриловну, урожденную Вяземскую, графу Льву Кирилловичу Разумовскому. И князь, и граф были заядлыми картежниками и мотами, а о празднованиях Разумовского вовсе ходили легенды. Княгиня Мария Гавриловна после столь вопиющего скандала с князем Голицыным развелась и вышла замуж второй раз, что придало случаю особенно громкий характер, хотя он не был единственным. Но как получилось, что карточные игры буквально завладели дворянским обществом XVIII - XIX веков? И могли ли другие игры соперничать с картами? Расскажем в этом материале.
Во второй половине XVIII века карты становятся универсальным развлечением. Помимо того, что за игрой в карты можно было скоротать время в компании, причем как во время светских раутов, так и, например, на постоялом дворе. Так, например, Александр Сергеевич Пушкин вспоминал: "15 октября 1827. Вчерашний день был для меня замечателен. Приехав в Боровичи в 12 часов утра, застал я проезжающего в постели. Он метал банк гусарскому офицеру. Перед тем я обедал. При расплате недостало мне 5 рублей. Я поставил их на карту. Карта за картой, проиграл 1600 рублей. Я расплатился довольно сердито, взял взаймы 200 рублей и уехал, очень недоволен сам собой". А еще вы могли разложить пасьянс в одиночестве или погадать на картах дома.
Карточные игры разделялись на так называемые "коммерческие" и "азартные". Разница между ними заключалась том, чем определяется выигрыш – расчетом или случаем. Так это объяснял Юрий Лотман: "В коммерческих играх задача партнера состоит в разгадывании стратегии противника, причем в распоряжении каждого партнера имеется достаточно данных, чтобы при способности перебирать варианты и делать необходимые вычисления эту стратегию разгадать. Одновременно игрок в коммерческую игру определяет и свою стратегию, стараясь скрыть ее от противника". Таким образом, "коммерческая игра" была своего рода интеллектуальным поединком, в то время как азартная была игрой со случаем, так как игрок вынужден принимать решения, имея минимальное количество информации для анализа. Такое испытание судьбы, фортуны, борьба с неизвестностью, воспетые, в том числе, в мировой литературе, прельщали большое количество молодых людей. Так страсть к картам переходила из поколения в поколение, несмотря на то, что формально азартные игры в России конца XVIII-начала XIX века были запрещены.
Также стоит отметить, что коммерческие игры рассматривались как "приличные" и приписывались солидным людям. Азартные, в свою очередь, встречали решительное осуждение среди блюстителей морали как безнравственные. В 1791 году в свет выходит сатирическое произведение писателя и переводчика Николая Ивановича Страхова "Переписка Моды, содержащая Письма безруких Мод, размышления неодушевленных нарядов, разговоры бессловесных чепцов, чувствования мебелей, карет, записных книжек, пуговиц и старозаветных манек, кунташей, шлафоров, телогрей и прочее" с пояснением, что "это нравственное и критическое сочинение в коем с истиной стороны открыты нравы, образ жизни и разные смешные и важные сцены модного века". По сюжету Карточная игра представляет Моде послужные списки своих подданных. Вот, как они выглядели:
"Денежныя игры, достойныя к повышению": Банк, Реет, Квинтич, Веньт-Эн, Кучки, Юрдон, Гора, Макао, "которое некоторым образом крайне разобижено неупотреблением".
"Нововыезжия игры, которыя достойно принять в службу и ввести в общее употребление": Штос, Три и три, Рокамболь.
"Игры, подавшие просьбы о помещении их в службу степенных солидных людей": Ломбер, Вист, Пикет, Тентере, А л'а муш.
"Игры, подавшия просьбу о увольнении их в уезды и деревни": Панфил, Тресет, Басет, Шнип-шнап-шнур, Марьяж, Дурачки с пар, Дурачки в навалку, Дурачки во все карты, Ерошки или хрюшки, Три листка, Семь листов.
Сочинение Н.И. Страхова дает представление как о разнообразии карточных игр, окружавших дворянское общество в XVIII веке, так и о том, как к ним относились. Отметим, что среди опасных азартных игр Страхов называет Банк и Штос, именно поэтому они среди первых представляются Моде в двух первых списках. При этом, например, ломбер был определен в рекомендации для "солидных людей". Это значит, что общество эту игру воспринимало как подобающую для светского времяпрепровождения. Напомним, что во Дворце усадьбы Кусково есть отдельная комната – "карточная" – где вы и сегодня можете увидеть столики для игры в ломбер, или просто "ломберные столики".
Играть в карточные игры, принятые в высшем обществе, учили еще в детстве, так как карточная игра была нормой этикета. Кроме того, создавались карты, предназначенные для детских игр. Сегодня мы бы назвали их развивающими. Такие карты восходили к изданной в 1507 году книге монаха-францисканца Томаса Мурнера "Логика запоминания – карточная логика". Согласно предложенной им схеме, на картах помимо традиционных мастей и очков изображались правители европейских государств и княжеств, представители различных сословий, гербы, национальные одежды, сведения из области географии или истории. В России первым предложил изготовление таких карт ученый и путешественник А. П. Шелихов, получивший в 1799 году разрешение на издание колоды карт "в пользу и забаву малолетним детям".
На выставке "Что наша жизнь? - Игра!" в Темном коридоре Дворца усадьбы Кусково вы можете увидеть колоду "Географических карт России", выполненную художником Константином Грибановым в 1829 году. Их также можно причислить к дидактическим материалам для детей. Обратная сторона карт занята изображениями географических карт губерний с обозначением основных городов, соседствующих территорий и расстояний от главного губернского города до Санкт-Петербурга и Москвы. Лицевая сторона карт разделена на четыре части, в которых можно видеть изображение игральной карты "французского" типа, герба, относящегося к губернии, карта которой изображена на оборотной стороне, народного костюма, свойственного этой местности, и список ее основных населенных пунктов.
Если говорить о массовом производстве карт, то Россия позже других европейских стран обратилась к их изготовлению. Первые русские частные фабрики использовали образцы "французских", "немецких" или "испанских" карт, рисунки которых окончательно сложились в XVIII столетии, пройдя немалый путь трансформаций. Эти же трафареты продолжала использовать основанная в 1817 году в Петербурге при Александровской бумагопрядильной мануфактуре Карточная фабрика Императорского воспитательного дома, которая стала монополистом в карточном производстве и проработала вплоть до 1917 года.
Производились карты в трех видах: гадальные, дорогие, художественно оформленные для неазартных игр и преферанса, подходившие для многократного использования, и карты для азартных игр, которые печатались в расчете на одноразовое использование. Такое деление возникает ввиду того, что в ходе азартных игр требовалось большое количество колод. Так, при игре в Фараон банкомет (тот, кто держит (мечет) карты и ставит известную сумму денег – банк) и каждый из понтеров (противник банкомета, ставящий куши на карту против банкомета), которых могло быть более десяти, должны были иметь отдельную колоду. Неудачливые игроки могли порвать или разбросать карты, а использованная, "пропонтированная", колода тут же оказывалась под столом. Разбросанные карты, часто в огромном количестве, собирались слугами, которые продавали их потом для игры в дурака и подобные развлекательные игры. Часто на полу оказывались и упавшие деньги. Поднимать их считалось неприличным, и они доставались слугам вместе с картами. Существует легенда, что Афанасий Фет во время одной из карточных игр нагнулся, чтобы поднять с пола упавшую небольшую ассигнацию, а Лев Толстой зажег у свечи сотенную и посветил ему, чтобы облегчить поиски.
Помимо карт большой популярностью в XVIII - начале XIX века пользуются шахматы. Сохранились свидетельства о том, что в шахматы могли играть с не меньшим азартом, чем в карты, и на большие деньги. Также в светских гостиных играли в буриме, шарады, каламбуры и фанты. Салонные игры – важный коммуникативный элемент дворянской культуры XVIII - XIX веков, наряду с музыкой, пением, танцами, чтением стихов. Такие забавы были рассчитаны на хорошее светское образование, знание мифологии, духовной культуры, различных искусств, а также на сообразительность, умение импровизировать.
Познакомиться с миром салонных игр можно на выставке "Что наша жизнь? - Игра!", которая продлится в Темном коридоре Дворца до 15 сентября. Ее основное ядро – затейливые по конструкции и выдающиеся по художественному решению игральные столы второй половины XVIII - XIX веков из собрания музея-заповедника "Останкино и Кусково". Сегодня эти вещи можно отнести к "золотому фонду" усадебного собрания мебели. Кроме того, на выставке можно увидеть редкие и не всегда известные современному человеку карточные принадлежности, предметы, сопровождавшие карточную игру и другие популярные игры.