Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"
В 2023 году исполняется 85 лет со дня рождения Мироны Владимировны Грабарь — классика отечественного стеклоделия второй половины ХХ века. К юбилею автора рассказываем об особенностях ее художественного почерка, а также творческом и личном союзе с мужем – художником Виктором Яковлевичем Шевченко.
Начало творческой биографии М. Грабарь и В. Шевченко относится к 1960-м годам, когда художники работали в художественной лаборатории Дятьковского хрустального завода. Несмотря на тесный творческий и личный контакт уже в первых произведениях авторы продемонстрировали исключительно разные подходы в восприятии и проектировании стекла. Мирона Грабарь проявила интерес к созданию практичных стеклянных изделий, уделив большое внимание форме, отношению пропорций и соразмерности предметов в комплектах, ансамблях и наборах. Работы художницы стали эталонными образцами бытовой вещи, выполненной в соответствии с актуальными стилистическими тенденциями и вниманием к простоте и функциональности использования.
Наиболее ярко индивидуальный стиль М. Грабарь проявился в работе над хрустальными произведениями. Обратившись к бесцветному хрусталю, художница дополнила его оригинальными решениями в области декорирования, экспериментируя с различными элементами грани, играя на соотношении ритмов, оптических эффектов, контрастном противопоставлении гладкой и фактурной поверхностей. Продуманный декор в работах автора являлся дополнением формы, ее продолжением и акцентом в образном восприятии предмета.
Время работы художницы с хрусталем совпало с обновлением художественного языка этого типа стекла. После нескольких десятилетий борьбы с традиционными способами гранения снова появился интерес к свойствам этого искрящегося материала. Мирона Грабарь относится к числу немногих авторов, кому удалось создать совершенно новые по характеру и созвучные времени хрустальные предметы, повлиять на сложение новой эстетики в серийной и массовой продукции.
Иногда художница обращалась к созданию изделий из цветного стекла гутным способом. В них проявилась любовь автора к яркому локальному цвету, лепным декорам и крупным объемам. В 1990-х – начале 2000-х Мирона Грабарь экспериментировала с техникой гравировки, украшая ранее созданные формы флоральными композициями.
В ином ключе развивалось творчество Виктора Шевченко, супруга Мироны Грабарь. Одним из направлений его работы как заводского художника также являлось проектирование массовых стеклянных изделий. В 1960-1970-х годах им были подготовлены десятки моделей утилитарных предметов из простого стекла и хрусталя, которые имели хорошо проработанные формы, лаконичный декор и отвечали требованиям массового производства. Однако приоритетным направлением в творчестве автора стало создание уникальных выставочных и интерьерных образцов из сульфидного стекла, в которых наиболее полно раскрылся интерес автора к техническим экспериментам и нестандартным художественным решениям.
Исследуя специфические свойства сульфидных стекол, Виктор Шевченко значительно расширил методы работы с материалом, обогатил цветовую палитру и добился необычных визуальных эффектов, сочетая традиционные приемы с новыми принципами декоративного оформления. Вершиной творческих поисков В. Шевченко в этом направлении стал ряд декоративных пространственных композиций автора, лишенных утилитарной функции и нацеленных исключительно на взаимодействие с другими видами визуальных искусств. Подобные художественные поиски соотносились с развитием авторского стекла 1970 — 1980-х годов. В следующих десятилетиях В. Шевченко продолжил развивать авторский подход в своем творчестве.
Проследить исключительно разные подходы в восприятии и проектировании стекла и индивидуальные методы работы Мироны Грабарь и Виктора Шевченко, можно на выставке "Контрапункт. Художественное стекло Мироны Грабарь и Виктора Шевченко", которая откроется в усадьбе Кусково 7 февраля. Экспозиция представит более 120 произведений авторов из коллекции Музея керамики в усадьбе Кусково и собрания семьи.