Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"
«Гротто» - в переводе с итальянского - пещера. Первые такие сооружения появились в Италии в XVI веке. А в России - на два столетия позже. Павильон «Грот» в усадьбе «Кусково» был построен по проекту Федора Аргунова - крепостного архитектора графов Шереметевых в середине XVIII века. Отделкой занимался «гротических дел мастер» - немец Иоганн Фохт. Он потратил на создание уникального интерьера около 14 лет, использовав 24 вида раковин. «Главной его ценностью был украшение боковых кабинетов в виде пещер с потреблением ракушек, битого стекла, мха, песка, тонированного гипса, чтобы создать иллюзию сказочного подводного царства. Если обратить внимание, оба кабинета решены по-разному. Один имитирует холодное северное море, и более теплое- южный кабинет с солнышком в нишах. И позволяет солнечным лучам попадать в южный кабинет», - говорит Людмила Сягаева, зам директора по научной работе.
В советские годы «Грот» сильно пострадал. Там открыли буфет. И многие посетители на память уносили с собой ракушку. Сотрудники говорят, сохранилось 80% декора. В основном, там, куда не дотянулась рука человека. «Вот эта древняя часть отличается от новодела, которую мы восстановили в этом году. И видим дальше остатки следов других раковин, которые уже не существуют в мире», - показывает Лариса Лапшина, научный руководитель по выполнению реставрационных работ.
За почти 250 лет часть моллюсков, раковины которых использовали для украшения «Грота» исчезла, часть поменяла среду обитания. Для нынешней реставрации понадобилось почти 150 тысяч раковин - их везли со всего мира. Полгода ушло на подготовку. Два с половиной года продолжались восстановительные работы. Опирались на те же
технологии, которые использовал Иоганн Фохт.
«Известь смешивалась с глиной, со всякими добавками, он пробовал даже и масла, так же клеи. Тут, когда мы начали мыть наверху, запахло рыбой. То есть рыбий жир, рыбий клей применялся здесь», - объясняет Лариса Лапшина. После реставрации возвращены на свои места и сюжетные панно, глиняные и деревянные скульптуры. Эти экзотические произведения из ракушек и полудрагоценных камней граф Шереметев купил у немецкого купца. «По его приказу привозят всю коллекцию сюда, делают опись. И до сих пор называем скульптуры по описи. В ней определены скульптуры так: «Мужик смотрит на раковины рассуждает», «Французская баба держит корзину с фруктами», - добавляет Людмила Сягаева.
Зал и кабинеты Грота использовались для торжественных застолий. Здесь в 1775 году граф Шереметев принимал императрицу Екатерину II, а спустя 100 лет его правнук в этом же павильоне угощал императора Александра III.
Мария Трофимова