+7 495 375 31 31 Логотип

Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

Музей открыт: 28, 30 апреля, 1-5, 8-12 мая. 29 апреля, 6, 7 мая - выходные дни

x

Топ-10 экспонатов в онлайн коллекции усадьбы Кусково

   

В онлайн коллекции усадьбы Кусково можно найти и, что немаловажно, рассмотреть в деталях редкие предметы из собраний Шереметевых и Музея керамики. В этом материале расскажем о самых необычных экспонатах.   

 

1.     Хозяйка на кухне. XVII в. Делфф К.

   

Картина "Хозяйка на кухне" работы голландского живописца Корнелиса Якобса Делффа (1570/71-1643) – одна из ценнейших картин собрания графов Шереметевых. Корнелис Делфф был одним из первых голландских живописцев конца XVI – первой половины XVII вв., кто виртуозно писал «кухонные» натюрморты в стиле Питера Артсена (1508 - 1575) – художника, первым в истории нидерландской живописи сделавшего людей из народа главными героями своих картин. Именно он стал основоположником нового жанра – монументальные натюрмортные композиции, в которых фигуры крестьян были возвышены до фигур героических. Это решающее по своей значимости новаторское начинание П.Артсена развили дальше художники его круга. Картины К. Делффа отличает от подобных композиций особый лейтмотив – изображение кухонной утвари.

В XVIII веке картина "Хозяйка на кухне" украшала кухню Голландского домика в Кусково. Спустя столетия состояние ее сохранности требовало немедленной реставрации. На восстановление картины необходимо было собрать 1 миллион 184 тысячи рублей. Единственным выходом из создавшейся ситуации стало обращение за помощью к нашим посетителям и всем, кто любит и ценит музей. На собранные средства картина была отреставрирована сотрудниками Отдела реставрации произведений станковой масляной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации.

Напомним, что в 2023 году музей начал сбор средств на приобретение скульптуры А.С. Пушкина авторства И.Г. Фрих-Хара. Подробнее

     

2.     Блюдо круглое, около 1735-1736 гг. Германия, Мейсен

    

Большой редкостью из собрания Музея керамики является комплект блюд и тарелок из столового сервиза, выполненного на первом в Европе фарфоровом производстве – знаменитой Мейсенской мануфактуре в Германии. В центре на предметах изображены фантазийные животные, по борту – образы, отсылающие к быту Китая. Изображения созданы по рисункам талантливого художника – Адама Фридриха Левенфинка, работавшего на мануфактуре в 1735-1736 годы. К этому времени он уже имел опыт работы в фарфоре в мастерской Иоганна Херольда. В рисунках на тарелках и блюдах Мейсенской мануфактуры А.Левенфинк с большой виртуозностью соединял в одном изображении разных животных, создавая совершенно необычные существа, фантастический мир. Известно, что позже художник стал директором третьей фарфоровой мануфактуры в Европе – Хохст. Четыре вида тарелок с изображениями А. Левенфинка поступили в Музей керамики в 1920-е гг. из собрания известного промышленника, коллекционера Л.К. Зубалова.

     

3.     Скульптура "Девушка в венке" 1899-1900 гг. Врубель М.А.

    

В собрании Музея керамики в усадьбе Кусково находится одна из лучших коллекций российской майолики 1890–1910 годов. Среди ее разнообразных предметов – редкие произведения, выполненные живописцем, графиком, скульптором Михаилом Врубелем. Он создал совершенно неповторимую керамику, отличающуюся новыми формами, росписью, подходом к материалу. Скульптура "Девушка в венке" (1899-1900 гг.) завораживает сложным цветом, состоящим из лилового, черного, синего с золотистым оттенком. Черты лица девушки напоминают Надежду Забелу – знаменитую певицу и жену М. Врубеля. Узнать больше о русской майолике Серебряного века можно на нашей онлайн выставке 

 

4.     Пласт. 1860-е гг. Красовский Ф., Императорский фарфоровый завод 

   

Художник Федор Иванович Красовский получил широкую известность в качестве замечательного мастера цветочной живописи. Декоративный пласт с его росписью является одним из шедевров коллекции музея. Федор Иванович Красовский был мастером Императорского фарфорового завода. В 1861 году Академия Художеств присвоила Федору Красовскому звание свободного художника живописи цветов и плодов (на фарфоре). Произведения с его росписью также хранятся в Эрмитаже, в музее Императорского фарфорового завода и в частных собраниях. За свою недолгую жизнь художник создал небольшое количество живописных работ, но каждая из них является подлинным произведением искусства.

   

5.     Портрет великого князя Павла Петровича. 1778. Аравицкий В.

   

Портрет юного Павла Петровича (1754-1801), будущего российского императора Павла I, выполнен Василием Аравицким – русским художником, работавшим в 1770-х годах. Вероятнее всего, был крепостным мастером. Павел изображен с лентой ордена св. Андрея Первозванного и знаком ордена св. Анны на шее. Многочисленные аналоги дают основания предположить, что портрет мог быть копией с одного из оригиналов А.Рослина. 

Познакомиться со всей Портретной галереей усадьбы Кусково можно здесь. 

    

6.     Ваза фирмы «Братьев Дом», 1900-е г.г., Франция, Нанси

   

Изделие  демонстрирует новые технологические достижения стеклоделия начала XX века, которые открыла известная фирма «Братья Дом», располагавшаяся в центре французского модерна – в Нанси. Изделия этой фирмы отличаются изображениями ярких пейзажей, разнообразных флоральных мотивов с выразительными силуэтами. Ваза выполнена в сложной технике: многослойного бесцветного и цветного стекла, с резьбой и травлением плавиковой кислотой для создания поверхности эффекта «морозного узора», с полихромной росписью эмалями. Эта техника придавала изделиям «Братьев Дом» неповторимый внешний вид. Созданные в желтоватых, зеленых или сероватых, сиреневых тонах вазы представляют стилистику модерна: декоративного, с плавными изогнутыми линиями. 

    

7.     Ставок. 1748 г. Виноградов Д.И.

   

В собрании Музея керамики в усадьбе Кусково есть один, на первый взгляд, неброский экспонат середины XVIII века — небольшой белый ставок (конфетница) в виде плода китайского персика с крышкой, украшенной лепными цветами и листьями. Это самый ранний из сохранившихся до наших дней датированных предметов русского фарфора. На его основании нанесен год изготовления — 1748, а также монограмма Дмитрия Виноградова (1720–1758) — основоположника производства фарфора в России, учившегося вместе с Михаилом Ломоносовым. Виноградов первым в нашей стране получил пригодный для изготовления фарфора состав и сделал самые ранние произведения из этого столь ценного материала на Невской мануфактуре, ставшей впоследствии Императорским фарфоровым заводом.

        

8.     Кабинет или "Шкап ореховый", XVIII век

   

Происходит из собрания графов Шереметевых. В XVIII веке входил в обстановочный комплекс кусковского Итальянского домика. Декор кабинета выполнен в технике pietre dure - каменная или флорентийская мозаика. На каждом из ящиков кабинета представлены различные животные: кабан, олень, слон, обезьяна, верблюд, лев, собака и т.д. Все они – герои басен Эзопа, чьи изображения  в значительной степени переработаны в духе традиций игровой культуры XVII века.

Традиционно центром композиции кабинетов с баснями Эзопа был сюжет "Орфей играющий животным". Однако в этом случае фигуру прекрасного античного героя сменил горбун, играющий на флейте собаке. Такое превращение в декоре кабинета было обусловлено популярностью графической карикатуры. Одна из них легла в основу изображения на "шкапе". В альбоме «Varie figure gobbi» ("Разные фигуры горбунов", около 1621 – 1625 гг.), созданном Жаком Калло, есть два изображения горбуна, играющего на скрипке и на флейте. Соединение образов этих персонажей породило необычную фигуру Орфея. Изящный и остроумный сюжет, запечатленный в технике pietre dure, более известной как флорентийская мозаика, возможно, стал определяющим фактором в выборе месторасположения "шкапа" в усадьбе. Его устанавливают на первом этаже Итальянского домика, где находился музей редкостей и "диковинных" произведений искусства. Здесь вы можете видеть кабинет и сегодня.  

    

9.     Кокосовый орех, конец XVI - начало XVII в.в   

   

В собрании усадьбы Кусково хранится необычный предмет – кокосовый орех с вырезанными в скорлупе портретами. Узнать изображения помогают подписи:

1. SCULP`TOR MICHELE-ANC`ELO – скульптор Микеланджело

2. IL PIT-RE RAFAELL – художник Рафаэль

3. IL POETA CRISOTAMO – вероятно, речь идет о поэте, гуманисте и политике Крисостомо Колонна (1455-1539)

4. BEATRCE CENCI – Беатриче Ченчи 

И если Микеланджело и Рафаэль в представлении не нуждаются, то, о Беатриче Ченчи (1577-1599) стоит сказать отдельно. Она была красавицей-дочерью римского аристократа, которая в сговоре со своей семьей убила своего отца – грубого и развратного старика – и прославилась мужественным поведением во время расследования и казни. Беатриче была осуждена и казнена вместе с сообщниками через отсечение головы, а ее история послужила сюжетом многочисленных литературных произведений.   

   

10.   Стол октетный с пюпитрами. конец XVIII в.

  

Разносторонне образованный граф Николай Петрович Шереметев обладал музыкальным дарованием и неплохо играл на виолончели. Свое мастерство он оттачивал на уроках у лучшего виолончелиста Гранд Опера в Париже – Ивара. «Главнейшей страсти его во всю жизнь» долго служил представленный на онлайн выставке "Наследник славы родовой" и в экспозиции выставки "Храм добродетели душа ее была" октетный стол с пюпитрами для восьми музыкантов, сделанный в России в конце XVIII века. Это редчайший предмет в коллекции музея – один из немногих сохранившихся и непосредственно принадлежавший графу Николаю Петровичу.

Опубликовано: 05.03.2024