+7 495 375 31 31 Логотип

Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

x

В диалоге с миром: философия и творчество Владимира Цивина

  

Владимир Александрович Цивин – известный советский и российский художник декоративно-прикладного искусства, скульптор-керамист с мировым именем. Коренной ленинградец, выпускник ЛВХПУ им. В.И. Мухиной (сегодня – СПГХПА им. А.Л. Штиглица), он принял активное участие в решении важной для керамической отрасли 1970-х годов задачи повышения художественного уровня тиражной продукции и внес свой вклад в развитие авторской керамики. В. Цивин органично соединил в себе философа-исследователя с аналитическим складом ума и чуткого художника-практика с образно-монументальным мышлением. Автор находится в состоянии непрерывного «общения с миром» и всегда стремится получить ответ на волнующий его вопрос, и каждое новое произведение служит материальным воплощением этого диалога.

 

Владимир Цивин делит свои произведения на четыре цикла: "Дом", "Античный", "Египетский" и "Неолитический". В первый вошли автобиографические работы, связанные с личными воспоминаниями и впечатлениями автора. Одна из таких работ – композиция "Осенние этюды", в которой воплотилось ощущение и понимание автором природы Сибири: ее озер, рек и отражающихся в них лесов. Сразу после окончания училища с 1972 по 1976 год Владимир Цивин жил в Томской области и работал в должности главного художника на Богашевском экспериментальном заводе художественной керамики. Воспоминания об этом времени стали основой для композиции. 

  

В. Цивин, Композиция «Осенние этюды», 1976 г., фрагмент

     

Еще одна работа цикла – декоративный рельеф "Пьеро" 1978 года. Здесь нашло отражение восприятие автором родного города. "И зовет Пьеро свою любимую в колодце заднего двора моего дома №6 по Большому Казачьему переулку, бывшему переулку Ильича. В те годы я особенно остро ощущал контраст между Петербургом классическим, парадным и Питером с черного хода, с дворами колодцами, гнилыми подвалами и коммуналками" – писал о своей работе Владимир Цивин.

   

В. Цивин, Декоративный рельеф «Пьеро», 1978 г

       

Петербург занимает особое место в творчестве художника. Образы города влияют не только на произведения из цикла "Дом", но и на "Античный цикл". Владимир Цивин, с детства окруженный классической архитектурой, знакомый с культурой Древней Греции и Рима в том числе благодаря собраниям Эрмитажа, исследует эстетику и истоки мастерства античных скульпторов. Среди выдающихся работ, в которых художник обращается к античным образам – композиция "Малый греческий хор", в которой В. Цивин "оживляет" колоннады греческих храмов.

   

В. Цивин, Композиция  «Малый греческий хор»,1981 г.

          

А еще Петербург, тогда Ленинград, стал отправной точкой и связующим звеном для легендарных выставок "Одна композиция", в которых принимал участие Владимир Цивин. Хотя сам художник не склонен преувеличивать значение проекта в своей творческой биографии, в обществе выставки ленинградских художников-керамистов, проходившие без жюри и цензуры в здании Ленинградского отделения Союза художников СССР (ЛОСХ), вызывали неподдельный интерес. На суд зрителя была представлена авторская керамика, нетривиальная по содержанию, со смелыми композиционными решениями, а главное, далекая от официальной идеологии. Каждая выставка завершалась обсуждениями в кинозале ЛОСХа, где выступали художники, искусствоведы и гости из разных уголков страны.    

   

В. Цивин, скульптура "Мальчик с линзой",
композиция «Люди и предметы», 1980 г

    

Вот, что говорил о проекте художник: "Одна композиция" появилась в нужное время и в нужном месте… Молодым свойственно сбиваться в стаи… Так интереснее и продуктивнее, ибо внутри группы возникает силовое поле состязания, спортивного азарта, игры амбиций, стимула "прыгнуть выше и кинуть дальше". Этот возрастной фактор прост, ясен и важен для любого объединения... Собрались вместе в основном молодые, талантливые, энергичные и азартные люди. Нас объединяло время. Почти все участники сформировались в 60-е годы, принадлежали к поколению достаточно свободных личностей... Всех объединяла Мухинская школа – комплексная, архитектурная, одна из самых сильных художественных школ в эти годы в СССР. Объединяло общее желание перемен, поверх барьеров решать любые задачи высокого искусства. Универсальность материала диктовала, провоцировала, подталкивала к универсальному искусству, включающему и скульптуру, и живопись, и графику, и плакат, и литературу, и философию, и театр… Объединял Питер. Высокая планка была задана школой, учителями, архитектурой, Эрмитажем, Русским музеем – самим пространством города. И конечно, объединяли, подогревали, стимулировали зрители, коллеги, их живой интерес к "Одной композиции"… в Ленинграде и по всей стране".

     

Более поздние циклы "Египетский" и "Неолитический" говорят об особом интересе Владимира Цивина к искусству древних цивилизаций: к закрытой, лаконичной, сакральной скульптуре Древнего Египта, архаичным образам каменных "Венер".

    

В. Цивин, Композиция «Красная семья фараона», 1994 г

      

Композиция «Венера каменная» на постаменте, 1998 г.

        

Узнать больше о творчестве Владимира Цивина, познакомиться с его художественными методами и идеями позволит новая выставка "В диалоге с миром", которая откроется 22 мая в Большой каменной оранжерее усадьбы Кусково. Экспозиция представит около 90 произведений автора, среди которых посудные формы, отдельные предметы и многопредметные композиции, выполненные из разных видов керамики и фарфора, и будет дополнена документальными фильмами о творчестве художника и авторскими комментариями к части экспонатов.

Опубликовано: 06.05.2024