+7 495 375 31 31 Логотип

Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

x

В усадьбе Кусково отреставрировали люстры из венецианского стекла

   

В усадьбе Кусково завершилась сборка и реставрация трёх люстр – произведений венецианских мастеров конца XIX-начала ХХ века. На протяжении почти ста лет, с момента их поступления в музей, они хранились в разобранном виде и впервые будут представлены на выставке «Vetro artistico. Венецианское стекло XVI-XX вв.», которая откроется в павильоне Эрмитаж в апреле 2023 года. Монтаж, очистку и частичное восполнение утраченных элементов осуществили реставраторы фирмы «Аригарес».    

   

Люстры поступили в музей в советское время. Первая – в 1935 году, когда в музей была передана коллекция стекла из Политехнического музея. Две другие – в апреле 1941 года из Центрального Бюро по обслуживанию иностранцев в Москве (Бюробин). В задачи этого органа входило размещение иностранных посольств в Москве,  обеспечение их мебелью, инвентарем и продовольствием, что было сложной задачей в условиях недавно образованного Советского государства. Поэтому представителей дипломатических миссий размещали в особняках, большинство из которых до сих пор используются посольствами. Вполне вероятно, что обе люстры ранее могли украшать интерьеры богатых московских домов.

       

   

Во всех трех люстрах использованы типичные для венецианского стеклоделия формы и детали в виде разнообразных листьев и цветов. Как правило, эти элементы собираются в конструкцию, напоминающую многоярусный букет. Похожие люстры можно встретить  в итальянских палаццо, немецких замках и французских дворцах.

    

   

Особое место занимает люстра с цветами, листьями и гиппокампами – мифическими существами, представляющими собой морских коней с рыбьими хвостами. В отличие от двух других, более традиционных по своему исполнению, эту люстру выделяет авторский стиль. Она выполнена фирмой «Testolini Venezia», которая существует со второй половины XIX века и известна своей продукцией во всем мире.

     

    

Венецианское стекло как отдельная категория, понятие и даже бренд существует уже более тысячи лет. Первые мастерские появились в Венеции еще в XII веке. Приглашенные мастера из Византии и местные ремесленники, которые до этого уже работали с простыми формами стекла, изготавливали в них смальты для мозаик Собора святого Марка. С XII по XIV век в Венеции складывается собственный тип стекла, расцвет которого приходятся на XV и XVI века.

    

Венецианцы объединяют античное наследие, традиции Византии и дополняют их своим пониманием и видением цвета и декора. Их произведения отличаются особой утонченностью, изящностью, пластичностью, прозрачностью и легкостью, что изначально обусловлено свойствами и качеством сырья. В Венеции использовали кварцевый песок из реки По или привезенный из Истрии, добывали соду для варки стекла из золы водорослей и прибрежных растений. Такое «содовое» стекло было мягким, чистым, легко плавилось, что давало безграничную свободу для творчества.

     

   

О высочайшем уровне ремесла венецианских стеклоделов слагали легенды. Считалось, что они алхимики, колдуны, которые чуть ли не под страхом смерти хранят свое тайное знание, и именно поэтому живут отдельно, на острове Мурано. Отчасти, это не просто миф. Под предлогом защиты города от пожаров и, конечно, чтобы сберечь секреты мастерства, в конце XIII века все стеклодувные мастерские из Венеции были переведены на остров Мурано, расположенный в Венецианской лагуне. Поэтому венецианское стекло и сегодня называют муранским.

   

Тогда же складывается монополия Венецианской республики на торговлю стеклом, которое сравнивалось с драгоценными камнями. Из стекла в Венеции делали предметы различных форм и назначений: посуда, декор для дома, утварь для церкви, предметы женского обихода и, конечно, осветительные приборы. Приобрести их могли только знатные и богатые люди.

Опубликовано: 15.03.2023