+7 495 375 31 31 Логотип

Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"

x

Ваза Щукина

   

В фондах Музея керамики в усадьбе Кусково хранится гарнитур из трех фаянсовых ваз из собрания Сергея Ивановича Щукина. Одна из них была отреставрирована, и вместе с двумя другими, парными вазами, сегодня экспонируется на выставке "Неизвестный Щукин" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. О вазах, принадлежавших известному коллекционеру и меценату, а также о том, как проходила реставрация одной из них, рассказываем в этом материале.  

    

Фото: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

      

Вазы были созданы в последней четверти XVII века в мастерской "De 3 vergulde Astonne" ("Три позолоченных урны" или "Три золотых бочонка"), о чем говорит синяя марка "GK" на основании каждой из них.

   

   

Такие гарнитуры крупных ваз назывались kaststel и нередко украшали интерьеры голландских домов. В их форме и декоре с жанровыми сценами на фоне пейзажей, например, прогулки в саду, отразилась мода на дорогой китайский фарфор, попадавший в Европу через Голландию благодаря Ост-Индской компании. Можно отметить, что для этой мастерской, в целом, характерны изображения определенных видов деревьев и растений, условных горных пейзажей с водопадами и озерами. Дополняет их крупный растительный орнамент, подчеркивающий форму изделий.

 

Мастерская располагалась в голландском Делфте, известном производством декоративных и утилитарных фаянсовых изделий, чрезвычайно похожих по формам и способу декорирования на столь ценные и желанные в XVII веке китайские и японские художественные произведения, в первую очередь – фарфор. Технология производства фаянсовых изделий приходит в Голландию из Италии в XVI веке. Мастерские существовали в Амстердаме, Роттердаме и других городах. Но особую славу получает Делфт. В начале XVII века мастера начинают приниматься в местную гильдию св. Луки – организацию, руководящую всей художественной жизнью города. Постепенно они обретают славу по всей Европе благодаря тому, искусно воспроизводят дорогой китайский фарфор в более доступном фаянсе.

Подробно о делфтском фаянсе мы рассказывали в нашем материале в преддверии открытия выставки "Многоликий кобальт". Познакомиться с ним можно здесь

     

   

Три вазы мастерской "De 3 vergulde Astonne" поступили в фонды Музея керамики из национализированного собрания Сергея Ивановича Щукина. На фото из дома мецената в Знаменском переулке можно видеть, что они стоят вместе на одном комоде, который, как недавно выяснили сотрудники Музея керамики, сегодня также располагается в усадьбе Кусково. Созданный в 1919 году на основе национализированной коллекции Алексея Викуловича Морозова Музей керамики в 1929 году переезжает из особняка А.В. Морозова в здание Первого музея Нового западного искусства – бывший особняк С.И. Щукина. Здесь музей просуществовал чуть больше года, а после его экспонаты и имущество были перемещены в усадьбу Кусково. Долгое время комод числился в хозяйственном инвентаре, а затем был определен в фонд русского и зарубежного стекла для хранения экспонатов. Благодаря публикации фото зала старой живописи в каталоге выставки "Неизвестный Щукин" удалось идентифицировать комод как предмет из коллекции мецената.

  

Александр Тихомиров. Зал старой живописи в особняке Сергея Щукина. 1915-1918. Отдел рукописей ГМИИ

    

Высота ваз – 74,7 см, их формы соразмерны друг другу. Изделия объединяет совершенная роспись, выполненная кобальтом – красителем, при высокотемпературном обжиге дающим различные оттенки синего цвета. Из трех ваз, принадлежавших Сергею Щукину, вазе с крышкой требовалась особо тщательная реставрация: утраты по верхнему краю, общие загрязнения, а также крышка, разбитая на несколько частей не давали возможности экспонировать предмет.

   

   

Реставратор музея-заповедника "Останкино и Кусково" Мария Гончарова, отмечает, что уже очистка – обязательная процедура подготовки предмета к реставрации – оказалась трудной задачей: ваза тяжелая, глубокая, поэтому нужно было тщательно рассчитать свои действия. Следующие этапы требовали сосредоточения и скрупулёзной работы реставратора – фрагменты вазы должны были, как пазл, вернуться на свои места. К счастью, практически все недостающие части были упакованы и сложены на дне вазы.

   

"Склейка всех деталей, а особенно навершия, была волнительна, – рассказывает Мария Гончарова, – до реставрации крышка вазы была прочно склеена с ее туловом, из-за чего долгое время было неизвестно, какое навершие завершает ансамбль вазы".

    

    

Навершие – массивный элемент на крышке вазы – было сделано мастером с учетом баланса. Поэтому реставратору предстояло подобрать клей, подготовить поверхность и соединить недостающий фрагмент с крышкой таким образом, чтобы баланс сохранялся, и деталь не перевешивала ни в одну из сторон.

     

Сегодня отреставрированная ваза экспонируется на выставке "Неизвестный Щукин" в ГМИИ им. А.С. Пушкина вместе с парными вазами, и посетители выставки могут увидеть их такими, какими в начале XX века их видели гости известного коллекционера.

     

Напомним, что Музей керамики был основан в 1919 году на основе национализированной коллекции А. В. Морозова. Кроме того, коллекция музея пополнялась поступлениями из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, расформированных Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели с собраниями Юсуповых, Д.И. Щукина, С.А. Бахрушина, М.П. Рябушинского и других. Также ценные экспонаты были переданы в музей из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Политехнического музея, музея Строгановского училища и других. 

Музей сменил несколько названий: Музей  русской художественной старины, Музей фарфора, Государственный музей керамики. Важным этапом его оформления стал переезд в 1932-ом году и слияние в 1937-ом году с Музеем-усадьбой "Кусково". 

На протяжении XX века собрание Музея керамики продолжало расширяться благодаря авторским произведениям советских художников, а также изделиям из фарфора, керамики и стекла ведущих предприятий России. Они попадали в музей непосредственно с заводов или художественных выставок, представляющих достижения отечественной промышленности. Сегодня музей продолжает пополнять свои фонды и формирует новые коллекции из произведений современных авторов. На данный момент его коллекции насчитывают около 40 тысяч предметов. Они экспонируются на временных выставках, которые проходят в усадьбе Кусково, а также участвуют в выездных выставках. 

Опубликовано: 25.02.2025