Исполнитель:
Маргарита Еськина, орган, клавесин-оттавино
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Бернардо Пасквини (1637–1710)
Токката и Скерцо на мотив «Ку-ку»
Иоганн Себастьян Бах
Фуга из Сонаты ре мажор на тему “All’imitatio Gallina Cuccu” («В подражание курице и кукушке»), BWV 963
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Токката; Aria detto baletto
Иоганн Себастьян Бах
Хоральная фантазия из собрания Ноймайстера “Ach, Gott und Herr” («Ах, Господь и Господин»), BWV 714
Ария с вариациями в итальянской манере, BWV 989
Концерт № 5 для органа ре минор, BWV 596 (переложение скрипичного концерта Антонио Вивальди)
Известная клавесинистка и органистка, лауреат Международного конкурса клавесинистов имени Майкапара Маргарита Еськина представит программу из сочинений Иоганна Себастьяна Баха, написанных в итальянских жанрах и «итальянской манере».
К XVIII столетию в разных регионах Европы сложились оригинальные национальные стили, имевшие собственные характеристики и свойства. Одной из самых ярких была музыка Италии, отличавшаяся пылкими страстями и тягой к эффектной театральности. «Итальянцы имели безусловное превосходство в сочинении прекрасных мелодий, итальянские инструменталисты и вокалисты соревновались друг с другом в виртуозных вариациях и орнаментике, подчеркивая сообразно аффекту авторский замысел», – пишет музыковед Анна Недоспасова. Иоганн Себастьян Бах скрупулезно изучал творчество коллег, органично вплавляя черты итальянского стиля в собственный музыкальный язык.
Для предстоящего концерта Маргарита Еськина отобрала наиболее «итальянские» произведения. Где-то об этом сообщает сам автор, например в Арии с вариациями в итальянском манере или в Фуге в подражание курице и кукушке, название которой дано на итальянском. А где-то очевидно стилистическое сходство. Так, хоральная фантазия «Ах, Господь и Господин» написана в духе токкат на Возношение Святых Даров Джироламо Фрескобальди, музыку которого Бах хорошо знал. Также в этот вечер публика услышит баховское переложение для органа скрипичного концерта Антонио Вивальди – композитора, к творчеству которого немецкий гений относился с большим почтением.
Программу дополнят опусы итальянских композиторов, которые будут исполнены на клавесине-оттавино, реплике фламандского инструмента 1653 года.