«Не ручей – море имя ему!»
Исполнитель:
Марина Вяйзя, орган
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552
Хоральные прелюдии:
Christ, unser Herr, zum Jordan kam («Христос, Господь наш, пришел к Иордану»), BWV 684
An Wasserflussen Babylon («На реках Вавилонских»), BWV 653
Трио-соната до минор, BWV 526 в трех частях:
1. Vivace 2. Largo 3. Allegro
Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ («Взываю к Тебе, Господи Иисусе Христе»), BWV 639
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Хоральная фантазия Komm Heiliger Geist («Приди, Святой Дух»), BWV 651
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Знаменитые слова об Иоганне Себастьяне Бахе «Не ручей, а море должно быть имя ему!» произнес выдающийся немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Это высказывание хоть и отсылает к фамилии родоначальника европейской профессиональной музыкальной традиции (Bach в переводе с немецкого – «ручей»), но все же в большей степени является данью уважения и признания его могучего Гения. Ведь даже только органное наследие Баха столь велико и многообразно, что открывать в нем все новые и новые грани можно на протяжении всей жизни, так и не объяв целиком это бескрайнее «море».
Монотематические вечера, посвященные Баху, составляют значительную часть фестиваля «Органные вечера в Кусково». Что не делает его концерты однообразными: каждый исполнитель, выбирая произведения из огромного количества опусов, создает уникальную историю, в полной мере воплощая в музыке Баха собственную творческую индивидуальность.
Одну из таких программ представит Марина Вяйзя – главная органистка Санкт-Петербургского кафедрального собора Святой Марии, доцент Санкт-Петербургской консерватории, приглашенная солистка Мариинского театра. В ее исполнении прозвучат хоральные прелюдии и хоральная фантазия – произведения, в основу которых положены мелодии протестантских хоралов, а также Трио-соната до минор, Пассакалия и фуга до минор и Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор. Завершением концерта и его кульминацией станет знаменитая Токката и фуга ре минор – самое на сегодняшний день известное и любимое публикой произведение для органа Иоганна Себастьяна Баха.