С 1977 года в Ленинграде проходили ошеломляющие — по словам участников и очевидцев — выставки художников-керамистов. Из года в год они были объединены запоминающимся названием “Одна композиция”. При этом выставки, сокрушительные для привычного представления о керамике, проводились не местечково и не закрыто — как, например, “квартирники” в те же 70-е годы, — а в Голубой гостиной, “под боком” Союза Художников.
Каким образом Голубая гостиная попала в руки свободомыслящих авторов — совсем другая история; но помещение подарило им возможность устроить безжурийную выставку.
Владимир Николаевич Гориславцев, участник и организатор выставок “Одна композиция”:
«Бузжурийная выставка — это то, против чего Союз Художников был радикально “против” с самого начала. Обязательно приходил президиум, во главе Мыльников, Моисеенко, Угаров. И говорили они так: "Да, всё нормально, а вот эту работу, и вот эту, и вот ту, пожалуйста, уберите". Тут же прибегали рабочие и всё это выносили. Произведения, которые мы стали показывать на "Одной композиции", никогда ни на осеннюю, ни на весеннюю выставку не пропустили бы».
Из-за ограниченности выставочного пространства — всего 75 м2, — каждый участник выставки готовил к показу лишь по одному произведению из никем не виденных работ. Изначально функциональная идея переросла в концептуальную, и выставка получила известное нам название.
Когда же экспозиция, смонтированная руками самих художников, наконец открылась для публики, ее пожелали видеть многие. Но в чем была манящая особенность выставки? Дело в том, что выставка представляла принципиально не утилитарные предметы — но предметы изобразительного искусства в керамике.
К 1977 году уже стремительно развивалось явление “другой” керамики. Основными элементами произведений “другой” керамики были форма, роспись и пространство: предметы больше приспосабливались для быта, и керамика становилась изображением. Ярче всего “другая” керамика показала себя на выставках “Одна композиция”.
Конечно, у масштабного явления трансформации керамики были предвестники. Ими считают, например, «Табун» В. Васильковского, а также произведение его ученика Василия Цыганкова — “Кирпичи и розы”.
Владимир Николаевич Гориславцев, участник и организатор выставок “Одна композиция”:
«Мы работали в стол, потому что у наших руководителей было довольно примитивное представление: "Керамика? Ну что, керамика… Сервиз, чайная чашка… ваза для цветов". А мы ставили серьезные задачи, которые решает и скульптор, и живописец»
Как полагается, к выставке была подготовлена экспликация. Григорий Капелян составил текст, звучащий практически как манифест: «Мы очень далеки от тех времён, когда искусство совпадало с ремеслом первой необходимости. Индустрия освободила (или отстранила?) человеческие руки от непосредственного — материального создания утилитарных предметов <…> Керамика — не скульптура, хотя и способна иногда оказаться ею. В начале керамики сосуд, то есть не изображение вещи, а сама вещь. Дух исконной первичности, древние и непреходящие технологические приемы, в которых неразделимы понятия ручного труда и эстетики, — эти обеспеченные многовековым опытом ценности керамики представляют художнику фундаментальные позиции для осуществления его творческой воли…»
“Одна композиция” стала не только площадкой для демонстрации произведений от художника — зрителю, но также местом для встречи и разговора. Каждая выставка завершалась обсуждением в кинозале ЛОСХ, где выступали искусствоведы, художники, гости из Москвы, Киева, Риги, Таллина и других городов страны.
М. Изотова, участница событий:
«Тогда я впервые начала принимать участие в обсуждениях, встретив сопротивление со стороны секционного «начальства». По неписаному закону обсуждения в Союзе художников проходили по обычной схеме: выступает «присяжный» искусствовед и зачитывает по бумажке «поминальник» — имена «генералов» по рангу и названия их произведений. В особых случаях употреблялись прилагательные значительный, выдающийся, интересный, а иногда давалось краткое описание «шедевра». За редким исключением имена совпадали с именами членов Правления или руководителей секций. Я прежде всего называла имена молодых, мне понравившихся мастеров, не зная, что так не полагается делать. Когда на выставках «ОК» мне пришлось выступать в близкой, дружественной среде, когда я почувствовала интерес к своим размышлениям, это меня окрылило, придало смелости и желания развиваться дальше»
Так выставки “Одна композиция” совершили свою, маленькую революцию. Во-первых, публично дав свое определение керамике: она больше не была предметом быта, но стала предметом искусства, не подчиняющегося законам утилитарности. Во-вторых, выставки позволили сделать шаг в сторону открытого, живого разговора об искусстве.
В. Гориславцев, М. Копылков, В. Васильковский,
В. Цивин, Н. Кочнева, О. Некрасова-Каратеева,
Н. Ротанова, Н. Еремеева, В. Цыганков, М. Изотова,
Н. Гущина, Н. Савинова, Е. Рудина, А. Гущин, А. Задорин
Важно не только рассказать о неподчинении косным, устаревшим правилам и о большой творческой динамике “Одной композиции”, повлиявшей на многих художников. Хочется понять: насколько участники видели себя единой группой, движением, явлением?
Оказывается, что в момент создания выставки каждый художник преследовал личный творческий мотив — представить миру прежде всего свою “другую” керамику. И сплочение произошло естественно, из-за схожести интересов.
Крепко объединил разноликую группу В.Н. Гориславцев, взявший на себя организаторские обязанности. Он стал “клеем”, который поддерживал сонаправленность порывов внутри “Одной композиции”. Художник изготавливал дарственные плакаты — 300 штук на открытие первой выставки 1977 года! — и рассылал пригласительные билеты в Республики: в Грузию, Украину, Прибалтику. И многие приглашенные с радостью приезжали.
После первого успеха выставки открывались ежегодно в течение десяти лет. Раз в год — потому что, по словам художников, столько длится цикл проработки одной творческой темы. Последняя выставка объединения прошла в 1986 году. На данный момент из художников, участвовавших в легендарных выставках “Одной композиции”, с нами остались четверо из шестнадцати.
В прошлом году мы рассказывали про творчество В. Цивина, участника “Одной композиции”. Сегодня мы рады пригласить вас на выставку “Искусство созерцать”. Она посвящена творчеству В.Н. Гориславцева — художника-экспериментатора в постоянном творческом поиске. Выставка продлится до 12 октября 2025 года. Спешите увидеть керамику великого мастера!
В статье использованы материалы книги "Одна композиция"