Музей перешел на зимний график работы. Перед прогулкой по музею рекомендуем ознакомиться с разделом "Самостоятельное посещение"
Государственный Музей керамики в Кусково отмечает столетие. Созданный в 1919-м году на основе коллекции промышленника и мецената Алексея Морозова за вековую историю он умножил фонды. Сейчас в собрании музея около 40 тысяч экспонатов.
Затаив дыхание, художник Василий Шлычков украшает елку своими хрупкими персонажами - бабушками с внуками, мотоциклистами, влюбленными. Эмаль и глазурь. Герои - с улицы, вдохновение - отсюда, из усадьбы Кусково. «Сюда ходим на этюды и сразу же на выставку», - рассказал Василий Шлычков.
Пушкин в виде графина, остается только гадать что было внутри, кружка - в виде головы турка - наш ответ на Русско-турецкие войны. На блюдах - неизвестные животные - это часть коллекции столовых приборов середины XVIII столетия. Ее собрал бакинский нефтепромышленник Лев Зубалов, как и остальные керамические диковинки, в основном немецкого происхождения.
«Этот сервиз - изображения фантастических животных. Расписывал его художник Мейсонской мануфактуры Левенфельд. И это такая воплощенная фантазия художника, как он себе представлял различных животных, какими элементами других животных он наделял некоторых из их», - пояснила заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Микитина.
Сказочная идиллия художницы Асты Бржезицкой - она работала на Дулевском заводе в 50-е и оформляла станцию метро Таганская, чуть не стала причиной дипломатического скандала. Парфюмерный набор предназначался принцессе Нидерландов Беатрикс, но крышечки флаконов оказались съемными, в чем могли усмотреть намек на гильотину, так «принцесса на горошине» попала в Кусково. Еще одна память о дипломатических дарах - египетский сервиз Наполеона - приношение российскому императору Александру I в честь Тильзитского мира.
Коллекция музея разнообразна - здесь есть все: от древнегреческой керамики до частных коллекций из особняков, которых уже нет ни на одной карте.
«Эта выставка посвящена юбилею одного из интереснейших частных фарфоровых заводов Российской империи, который был основан по инициативе украинского помещика Андрея Миклашевского и находился в его имении, в селе Волокитино Черниговской губернии», - уточняет старший научный сотрудник Музея керамики Светлана Юркова.
Фарфоровые скульптуры и люстры пана Миклашевского не просто утилитарны, еще одна их функция - рассмешить хозяина. Тут за каждой чернильницей - острая общественная сатира то на растратчиков общественных денег - парижан, то на плодовитого автора фривольных французских романов. «Это уже шарж на французского политического деятеля, участника революции, журналиста Армана Марраста, шарж на французского драматурга Поля де Кока», - показывает Светлана Юркова.
С двух тысяч предметов начиналось это собрание. Самый первый экземпляр - ставок, то есть конфетница, изобретателя русского фарфора Дмитрия Виноградова. Ее хранят в фондах и редко показывают. Здесь же уникальная серия - фигурки киргизов, казанских татар, якутов и чухонцев ставили на стол во времена Екатерины с политическим подтекстом, читаемым как мудрое правление императрицы многонациональной страной. А это уже современные представители народов России - в узнаваемых горожанами жилетах оранжевого цвета. История и современность друг другу здесь не противоречат. Весь путь керамики можно проследить и в мастерской - здесь научат создавать и расписывать собственные шедевры.
«Вдохновляются на выставке. Сначала работами, конечно, смотрят экспозицию. Но у детей такая фантазия, что это часто перерабатывается во что-то более современное, иногда по мотивам», - делится наблюдениями художник-керамист Мария Муравьева.
Юных любителей керамики здесь ждут на елку. А для тех, кто старше, уже готовят новые выставки. За сто лет музей приумножил коллекцию - теперь здесь более тридцати тысяч предметов, и этот хрупкий мир еще до конца не изучен и подробно не рассмотрен.
Ксения Егорова