Если бы органист Тарас Багинец пригласил на свой концерт всех композиторов, музыка которых прозвучит в программе 22 июня, они бы с удивлением обнаружили, как много у них общего — при том, что жизнь их протекала во времени, равному пяти столетиям: с XVI по XXI вв.
И. С. Бах наверняка одобрил бы свое почетное место в финале концерта и выбранные органистом для исполнения Хоральную прелюдию «Как прекрасно светит утренняя звезда», Фантазию и фугу соль минор. Знакомство с литовскими композиторами М.К. Чюрлёнисом и Ф. Латенасом убедило бы Баха в том, что его композиторская школа нашла дорогу в XX и XXI века. А шведский композитор Оскар Линдберг и вовсе повторил судьбу великого немца, выбрав себе работу органистом в церкви.
Что касается предшественников Баха из Нидерландов и Голландии — Яна Питерсзона Свелинка и Николауса Брунса, а также знаменитого Дитриха Букстехуде — их встреча в концертном зале была бы наполнена теплом и дружеским вниманием. Этих композиторов объединила эпоха Барокко, свобода стиля и центральная тема — музыка протестантской церкви, которая главенствовала в странах Северной Европы. Хотя, некоторые органисты того времени служили при королевских дворах и занимались сочинением музыки для развлечений светской знати.
Органная музыка, спустя столетия, вошла в нашу жизнь и стала своеобразной летописью далеких эпох, при этом она не превратилась в выцветший от времени пергамент, эта музыка жива, наполнена глубокими чувствами, она трогает нас сегодня и близка нам глубоким смыслом поиска истины и гуманизма.
Тарас Багинец – орган (Екатеринбург)
Музыка северных морей:
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия соль мажор
Ян Питерсзоон Свеелинк (1562-1621)
«Бал у великого герцога»
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
«Gelobet seist Du, Herr Jesu Christ» (хоральная фантазия), BuxVW 188
Токката ре минор, BuxWV 155
Чарльз Джон Стэнли (1712-1786)
Волюнтари
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911)
Фуга до-диез минор
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Хоральная прелюдия «Как прекрасно светит утренняя звезда», BWV 739
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542