Портретная галерея усадьбы Кусково – одно из ценнейших отечественных собраний портретной живописи и подлинный раритет русской культуры XVIII века.
Распространение подобных галерей было следствием особого интереса дворянства к отечественной и мировой истории, деяниям предков. Они также были призваны увековечить род и свидетельствовать о знатном происхождении владельцев.
В России первая портретная галерея была создана известным гравером И. Штенглином в Академии наук в середине XVIII века во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны.Она была целиком посвящена персонам русских государей и членам их семейств. Усадебные же портретные галереи XVIII века, подражая императорским, обладали и элементом уникальности - образами предков. Так благородное семейство обеспечивало себе возможность войти в историю с сильными мира сего.
В этом ряду кусковская Портретная галерея занимает особое место. Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века. Это в полном смысле коллекция, а не собрание фамильных портретов,которые были практически отделены и существовали самостоятельно. И только четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых и князей Черкасских, - были представлены в галерее на правах родственных связей.В основном же галерею составили портреты российских и европейских «славных особ», размещенных в соответствии с избранными графом системой и количеством:
- сорок одно изображение представителей отечественной монархии от царя Ивана Грозного до детских портретов великих князей Александра Павловича и Константина Павловича; причем центр галереи – вне рамок хронологии, - занимали портреты правящей императрицы Екатерины II и, ниже рядами, великих князей Павла Петровича c супругой Марией Федоровной и их сыновей;
- сорок шесть портретов русских государственных деятелей, преимущественно петровского времени, а также всех последующих царствований до екатерининской эпохи,
- и сорок один – императоров, королей и правителей Западной Европы.
Несмотря на то, что ряд этих «славных особ» был связан семейными узами с родом Шереметевых, их представительство в галерее было обусловлено исключительно оценкой занимаемого места в исторически значимых событиях.
Для Портретной галереи в кусковском английском парке было выстроено специальное здание, в котором коллекция просуществовала неполных 30 лет – приблизительно с 1785 до 1814 года, когда здание за ветхостью было разобрано. Копия фрагмента чертежа «Фасад и план Портретной галереи» архитекторов
К. Орденова и В. Оконишникова (нач.XIX в.) дает представление об архитектурно-композиционной идее галереи.
Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений – из них 118 хранятся в Кускове, 2 – в Останкине. Таким образом, практически полностью сохранившаяся кусковская галерея стала уникальной концентрацией портретного искусства XVIII века и на сегодняшний день остается единственной целостной коллекцией в ряду некогда существовавших подобных усадебных собраний.
Графическая «реконструкция» развески портретов на основе сохранившейся планировки здания дает представление о первоначальном замысле галереи: в центральном зале размещались портреты российских монархов, в правом кабинете -русских государственных деятелей и левом – зарубежных монархов и вельмож.
Принцип собирательства шереметевской галереи вполне соответствовал общепринятой в России практике. Граф вывозил в Кусково достойные его галереи портреты из своих имений и столичных домов; требовал от своих управляющих разыскать, а живописцам создать копии с нужных ему изображений. Метод коллекционирования обусловил и качественный состав Портретной галереи, в которую вошли произведения русских художников - от известных авторов до неизвестных крепостных, – и западноевропейских мастеров (И.Аргунова, П.Красовского, В. Аравицкого, М.Казакова, А.Шемаева, Г.Швейкхардта). Масштаб графского замысла допускал массовое копирование и создание портретов по гравюрам, тем более, что подобная практика в русском искусстве XVIII века была весьма распространена. В отношении подобных собраний качество портрета, именуемое «копией», не несет в себе специфики низкосортного художественного произведения, хотя оно в ряде случаев и было продуктом творчества мастера «домашней академии».
В то же время будущая галерея изредка пополнялась настоящими портретными жемчужинами – если не в художественном отношении, то в иконографическом. К редким типам изображений можно отнести отдельные монаршие портреты, такие как «Портрет царя Алексея Михайловича в латах» и «Портрет царевны Анны Петровны», «славных особ» российской государственности: патриарха Филарета, Феофана Прокоповича, генерал-аншефа Афанасия Даниловича Татищева, графа М.П.Бестужева-Рюмина, Г.Ф. Долгорукого; ряд портретов представителей именитых немецких родов, так или иначе связанных с русским престолом: четы герцогов Брауншвейг-Вольфенбюттельских, герцога Гольштейн-Готторбского, герцога Мекленбург-Шверинского, герцогини Гессен-Гомбургской, а также португальских и датских королей.
Граф активно расширял свою коллекцию, покупая оригинальные портреты на распродажах, аукционах, и по заказу. Не удовлетворяясь только российским художественным рынком, П.Б.Шереметев разыскивал портреты и в Европе. Так из Голландии в коллекцию поступили восемь королевских портретов немецкого художника Г. Швейкхардта (1746-1797),оказавшихся единственными произведениями этого художника в России. Уникальным приобретением был и портрет Великого магистра Мальтийского ордена, приписываемый кисти мальтийского художника Алессио Эрарди (1669-1727).
Портретная галерея Шереметевых, созданная на образах из разных источников, в свою очередь стала образцом для подражания подобных собраний русского дворянства и даже императорского двора. Кусковскаягалерея в 1835 году вдохновила императора Николая I на создании подобной в царском дворце Гатчины.
История создания, представительство и художественный уровень Портретной галереи Кусковасвидетельствуют, что в пределах одного собрания произведений живописи сосредоточились как своеобразная «история в лицах», так и основные этапы развития портретного жанра в России: от скованности парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений расхожих «типов» до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной камерной простоте.
Утрата в XIX веке здания Портретной галереи, состоящего из центрального зала и двух кабинетов, и, как следствие, невозможность полной топографической реконструкциив развеске портретов, определили тематический принцип экспозиции. Все портреты сгруппированысогласно изначальной системе:
российские монархи и члены их семей,
российские государственные деятели,
представители западноевропейских правящих династий.
Отдельное место занимают портреты фельдмаршала Б.П.Шереметева и графини А.П.Шереметевой, а также крупноформатный портрет Ф.Ю.Ромодановского.
Собранная П. Б. Шереметевым обширная коллекция живописи, большая часть которой составивила в будущем Портретную галерею, не осталась незамеченной и послужила поводом к избранию графа П.Б.Шереметева «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году, о чем свидетельствует представленная на выставке копия «Диплома Академии художеств» (Российский государственный исторический архив).
Портретный лейтмотив галереи поддерживается в скульптуре гипсовым бюстом Карла XII- одним из раритетов основного собрания Шереметевых.
Экспозиция Портретной галереи воспроизводит историко-художественная среду XVIII века путем введения предметов мебели, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, аналогичных нашедшим отражение впервых описях 1787 года.