Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А.М.Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково. Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей.
Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.
Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII века. Вместе с Дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.
В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.
«Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский домики,сохранившиеся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.
Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр. Разнообразию развлечений и занятий отвечали устроенные в усадьбе Аллея игр, Карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека. Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: Псаренный и Конюшенный дворы, Менажереи для содержания водоплавающих птиц, Американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.
Расцвет усадьбы приходится на 1770 - 1780-е гг., Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки.
Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XVIII века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест.
Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля Станислава Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. - в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться». На память о визите в усадьбу Кусково во время приезда в Москву Екатерины II в 1785 г., на празднования по случаю десятилетия Кючук-Кайнаджирского мира с турками был поставлен в 1786 г. обелиск из мрамора, который Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву.
В создании целостного по художественному замыслу и совершенного по его воплощению ансамбля принимали участие наряду с известными архитекторами, живописцами и знатоками искусства – К.Бланком, Л.Лагрене, Ю.Кологривовым, - и крепостные мастера Шереметевых. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам крепостных архитекторов Ф.Аргунова, А.Миронова, Г.Дикушина.
Творчество многих талантливых мастеров на протяжении десятилетий XVIII века создавало в кусковском ансамбле синтез искусств, придающий усадьбе универсальный характер. Архитектура и садово-парковое искусство, скульптура и живопись, музыка и театр, библиотека, «кунсткамера» и ботанические раритеты – слагаемые гармонии усадебного мира.
После смерти П.Б.Шереметева в 1788 г. при его наследнике Николае Петровиче Шереметеве - крупнейшем государственном, общественном и культурном деятеле России XVIII века, - Кусково поддерживалось и бережно содержалось как образцовое загородное имение. Последней капитальной постройкой, завершающей сложение усадебного ансамбля стала Колокольня. Однако свое значение как увеселительная резиденция для массовых гуляний Кусково теряет. Теперь в парк и Дворец усадьбы допускаются лишь избранные с разрешения графа.
С начала XIX в. Кусково, принадлежащее сыну графа Николая Петровича от его тайного брака с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой Дмитрию Шереметеву, а затем его старшему сыну Сергею Дмитриевичу, больше не использовалось как резиденция для приемов.
Сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба все более используется как дачная местность. Кроме выстроенного по проекту Н.Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.
Более подробно остановимся на памятниках архитектуры усадьбы Кусково, дошедших до наших дней практически в первозданном виде и открытых для посетителей:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове.
Итальянский домик - выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта.
В юго-западной части кусковского парка находится хижина отшельника - Эрмитаж.
Швейцарский домик возведен в 1870-х годах архитектором Н. Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кускове.
В Кухонном флигеле располагались: русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех.
Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова - самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.
Американская оранжерея преставляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш.
Воздушный театр - редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства.
Другие владения Шереметевых